Спроси VC: почему стартапу не нужна свободная конкуренция
Зачем венчурные инвесторы и акселераторы призывают основателей фокусироваться на главном и выбирать нишу? Инвестиционный директор венчурного фонда I2BF Global Ventures и создатель проекта «Спроси VC» Денис Калышкин в колонке для Forbes рассуждает о том, почему стартапу важно занимать доминирующее положение в важных для бизнеса нишах
Forbes представляет постоянную рубрику «Спроси VC», в рамках которой автор одноименного проекта и профессиональный венчурный инвестор Денис Калышкин делится рекомендациями с предпринимателями и рассказывает о тонкостях работы венчурной индустрии.
Если вы откроете любой шаблон презентации для инвестора, то там обязательно будет слайд про конкуренцию. В анкете любого акселератора есть вопрос про ваше «нечестное конкурентное преимущество» или другая формулировка, которая позволяет понять, чем же вы отличаетесь от других решений, какой существует барьер для входа на ваш рынок. Питер Тиль в своей книге «От нуля к единице. Как создать стартап, который изменит будущее» вообще призывает все стартапы строить монополии. К сожалению, не всегда объясняется, почему вопрос о вашей уникальности и барьерах на вход так важен.
Когда я учился в ВШЭ в 2009 году, я испытал культурный шок на курсе микроэкономики от слов, которые мне сказали, что совершенная конкуренция — это самая худшая рыночная ситуация для владельца бизнеса. Действительно, все же всегда говорят, что свободная конкуренция — это хорошо. Правда обычно не уточняется, для кого хорошо. А хорошо на самом деле покупателю, потому что он имеет возможность покупать товар по более низкой цене. К сожалению, далеко не все технари изучали экономику и знают этот факт. Наверное, поэтому часто приходится слышать выражения в духе «рынок настолько большой, что места всем хватит». Выручки то может и хватит на всех, а вот чистой прибыли навряд ли. Давайте обсудим почему.