«Спрос на просвещение растет»: как работает последний проект Татьяны Никоновой

«Секспросвет 18+» — проект, который придумала секс-просветительница и блогер Татьяна Никонова, а реализовали ее друзья и соратники. Это сообщество экспертов, которые отвечают на вопросы пользователей о сексуальности. Forbes Woman поговорил с авторами проекта о том, как он работает, на чем основывает экспертизу, сталкивается ли с хейтом и какие темы больше всего волнуют россиян
В мае 2021 года умерла известная секс-просветительница Татьяна Никонова. Спустя несколько месяцев группа ее друзей и соратников запустила на платформе Яндекс.Кью проект «Секспросвет 18+», который сама Никонова реализовать не успела. Его авторы отвечают на вопросы пользователей о сексуальности, гендере, отношениях, здоровье, при этом следуя принципам толерантности, экологичности и доказательности. Forbes.Woman пообщался с кураторами и активистами «Секспросвета 18+», чтобы узнать, как устроена работа сообщества, с какими сложностями сталкиваются его создатели и авторы и насколько на самом деле высок интерес у россиян к вопросам полового воспитания.
Екатерина Сигитова, сокуратор проекта «Секспросвет 18+», психотерапевт, доктор наук, писательница
— Я много лет дружила с Татьяной Никоновой и была в курсе почти всех ее активностей по секспросвету. Мы это постоянно обсуждали в переписке, ведь психпросвет и секспросвет много где пересекаются. В числе последних Таниных планов перед госпитализацией, из которой она не вернулась, было и сообщество на «Кью», подобное моему по психологии. Она думала пригласить туда своих подписчиц, которые бы распространяли дальше идеи, унаследованные от нее, ну и свои собственные тоже. Поэтому, в общем, никакого нового проекта я на самом деле не придумала: просто совпали важные для меня на тот момент штуки — чтобы Таня продолжалась в моей жизни и в жизни других людей.
С предложением создать сообщество о секспросвете я обратилась к Тоне Самсоновой (руководительница сервиса Яндекс.Кью. — Forbes Woman) — она тоже знала и любила Таню и отреагировала на мою идею с энтузиазмом. На мой взгляд, Кью — пока что самая удобная платформа для экспертных сообществ, особенно в плане функционала.
Мы взяли в эксперты всех, кого давно знали и в ком были уверены — таких людей оказалось немало, около сотни. Также пригласили тех, с кем ранее не были знакомы. Позвали и стажеров — тех, кто только хочет развиваться в сфере секспросвета. Получился такой большой эксперимент, поэтому мы не можем, конечно, сходу быть уверены в адекватности потенциальной экспертки или эксперта. Тем не менее, сообщество получилось изумительное по всем параметрам: мы не устаем радоваться и благодарить тех, кто решил к нам присоединиться. С толерантностью, коммуникабельностью, трудоспособностью и умением работать в команде среди наших эксперток и экспертов все отлично.
Разумеется, разногласия неизбежны, но пока нам удавалось вести почти все дискуссии без склок, даже в очень «горячих» моментах. Мы пока рулим вдвоем с Татьяной Дерябиной, которая до этого два года работала помощницей Тани Никоновой. Точнее, львиную часть непосредственно проектной работы делает как раз Татьяна, а я занимаюсь более общими вопросами.
Кью дает возможность сообществам монетизироваться, поэтому мы обязательно будем сотрудничать с брендами — производителями товаров или сервисов для взрослых, так как наше сообщество может делать обзоры и многое другое. Еще нам доступны коллаборации внутри большого Яндекса. Краудфандинг пока не рассматривали, необходимости зарабатывать проекту что-то ежемесячно у нас нет, так как нет постоянных расходов. Если они появятся, будем думать, но вряд ли в сторону крауда. Еще из планов — подумываем организовать конференцию по секспросвету, но не для заработка, а просто потому, что это давно нужно сделать, это повышает видимость нашей работы.
Мы рассказываем про проект в личных блогах, рассылках и соцсетях и показываем примеры ответов, а также даем интервью в СМИ. Больше ничего для продвижения, пожалуй, мы не делаем, остальную часть работы делает — выше всяких похвал, надо сказать — команда маркетинга Кью (не только для нас, а для всех сильных сообществ). Значительная часть подписчиков сообщества пришла к нам из соцсетей Кью, из поиска Яндекса, из рекламы.
Поскольку Яндекс.Кью недоступен жителям Украины и Беларуси, которых мы не согласны терять, мы хотим решить эту проблему через другие платформы. Крупные бренды пока нас не заметили, потому что мы толком еще не заявляли о себе (кстати, если это читает представитель подходящего крупного бренда — приходите, будем рады). А вот с активистками все хорошо, Таню знали и любили многие, поэтому, в общем, можно сказать, что изначально из них и состоял костяк сообщества.