Спасение рядового интеллигента: стоит ли смотреть драму «Сядь за руль моей машины»
31 марта в прокат выходит «Сядь за руль моей машины», драма Рюсукэ Хамагути по рассказу Харуки Мураками, получившая «Оскар» как лучший иностранный фильм и приз за лучший сценарий в Каннах. Почему это лучшее кино для сегодняшнего дня, рассказывает кинокритик Иван Афанасьев
Юсукэ Кафуку — успешный театральный режиссер и драматург, знаменитый, в частности, своими постановками «Дяди Вани». Пьесы ему пишет жена, чувственная Ото. Однажды, не попав на рейс во Владивосток, Кафуку без предупреждения возвращается домой — и застает супругу с молодым любовником. Правда, вместо скандала на месте, не подав виду, тут же уходит. Сокровенный разговор с изменщицей так и не состоится — в другой день, придя домой, режиссер находит Ото на полу, умершей от кровоизлияния в мозг. Спустя два года он приезжает в Хиросиму, чтобы поучаствовать в чеховском фестивале и поставить здесь любимую пьесу. Руководство приставляет к нему девушку-водителя Мисаки, чтобы та возила его от дома до работы. Кафуку это не очень устраивает, ведь салон машины — его интимное пространство. Впрочем, таковы условия контракта, и он вынужден согласиться.
Скромный, но все-таки триумф Рюсукэ Хамагути на «Оскаре» был предсказуем. Номинированный в четырех категориях — лучший фильм, лучший режиссер, лучший адаптированный сценарий и лучший фильм на иностранном языке — «Сядь за руль моей машины» ожидаемо взял приз лишь в последней. Он стал третьим японским фильмом, удостоенным такой награды, а его режиссер — самым молодым из лауреатов «Оскара»: Акира Куросава получил «Оскар» за «Дерсу Узала» в 66 лет, Еджиро Такита за «Ушедших» в 54 года, Хамагути — в 43. Теперь, независимо от того, что он сделает дальше, его смело можно называть классиком наравне с такими мастерами современного японского кино, как Хирокадзу Корээда, Наоми Кавасе, Сион Соно и другими. Вот только их имена о чем-то говорят в основном поклонникам фестивального кино. У Хамагути же есть шанс стать культовым для куда более широкой публики. Для этого в «Сядь за руль моей машины» достаточно поп-культурных отсылок. Как минимум, само