«Спасение человеческих жизней — это долг, а не преступление» — капитан Карола Ракете об аресте за помощь ливийцам
Женская решительность против преступного бездействия
Ночью 29 июня 2019 года капитан дальнего плавания из Германии Карола Ракете не подчинилась приказам итальянских властей, подобрала в открытом море десятки бежавших из лагеря ливийцев и доставила их в порт острова Лампедуза на юге Италии. Капитану Ракете 31 год, и она работает в благотворительной организации Sea-Watch, которая проводит поисковые и спасательные операции в Средиземном море.
Спустя несколько месяцев после того как капитану предъявили обвинение в попытке затопить итальянскую военную лодку и суд поместил ее под домашний арест, Карола рассказала нам, почему спасение 53 мужчин, женщин и детей из Ливии с тонущей резиновой шлюпки было ее долгом и какова связь между миграционным и климатическим кризисом.
Дневник бедствия
«12 июня, спустя всего несколько дней после начала плавания, мы получили сигнал бедствия со шлюпки, находящейся к северу от ливийских вод. Ситуация была неприемлемой: представьте, что после всех ужасов, которые пережили эти люди, они вынуждены были в течение четырнадцати дней спать на палубе под открытым небом. Мы ждали разрешения итальянских властей на вход в их воды и швартовку в их порту, но его так и не дали. Врачи нашего корабля Sea-Watch 3 не были подготовлены предоставлять помощь при травмах, полученных от пыток, сексуального насилия и болезней, которые месяцами оставались без лечения в ливийских лагерях, но все равно приложили все возможные усилия, чтобы облегчить ситуацию.
15 июня береговая пограничная служба эвакуировала женщин с детьми и женщин в опасном для жизни состоянии — всего десять человек, — и настроения на борту сразу же изменились. Мои пассажиры не могли понять, почему они должны быть при смерти, чтобы Европа их приняла. Необходимо было что-то предпринять, и за 60 часов до входа в итальянский порт я объявила о чрезвычайной ситуации на борту, но никто нас не услышал и не взял ответственность за ситуацию. Последней надеждой было обращение в Европейский суд по правам человека со срочным прошением, но и его отклонили, так как на борту больше не было никого, кто находился бы под угрозой смерти.
Меня часто спрашивали, почему я не могла найти другой порт. Все дело в том, что Ливию и Тунис я даже не рассматривала, ведь это было бы возвращением людей в страну, где они находятся под угрозой преследования, и я как капитан понесла бы наказание за подобное решение. Плыть на Мальту или в Испанию тоже было невозможно: после и без того длительной и сложной одиссеи, через которую мы прошли, люди были в отчаянии и угрожали, что они покончат с собой. Ситуация в целом сложилась крайне напряженная. У меня было такое чувство, что я продолжаю держать своих пассажиров в заключении, а ведь они находились в лишениях по несколько месяцев. Обычно Морской спасательно-координационный центр сообщает мне о безопасном порте