Режиссерка Анастасия Патлай — о власти, своих театральных корнях и ценностях

СНОБКультура

Сокровенные истории, красивые спектакли и больные темы. Разговор с театральным режиссером Анастасией Патлай

Об Анастасии Патлай заговорили после ее спектакля «Неформат» и «Танго морген, танго пли» в Новосибирске. Она не боится острых тем, бесстрашно берется за радикальный пересмотр привычных театральных форматов. Театральный критик Ольга Тараканова поговорила с режиссером о власти, о своих театральных корнях и о главных ценностях в жизни

0ac2a6ed03371e59af4caec2e98374c868ee773ccf0ee80f2d4bc48a51619e92.jpg
Фото: Владимир Яроцкий

Почему надо знать это имя — Анастасия Патлай? Во-первых, никто другой сейчас не ставит настолько же тонких, красивых, насыщенных и в лучшем смысле локальных — то есть необходимых прямо здесь и сейчас — спектаклей. Во-вторых, в 2020 году у Патлай вышли две важные работы. «Неформат» — о профессиональной и человеческой красоте актеров нерусского происхождения, который, по моему мнению, стал главным московским театральным событием прошедшего сезона. И постановка-воспоминание двенадцати актрис о труде своих и чужих бабушек в тылу во время Второй мировой войны, «Танго морген, танго пли» в Новосибирске — образцовый пример того, как московский режиссер может поставить спектакль для большого репертуарного театра в другом городе. Правда, «Танго» чуть не закрыли спустя полгода после премьеры и вернули в репертуар только после того, как Патлай сама публично рассказала о своем разговоре с директором театра и прозвучавших в нем намеках на звонки сверху. Кроме того, еще до интервью я знала, что Патлай задумала спектакль памяти журналистки Ирины Славиной, совершившей самосожжение после обысков в ее квартире. В разговоре же выяснилось, что ждать нужно еще и проекта, созданного на основе событий ЛГБТ-акции «День поцелуев», проходившей на крыльце Госдумы во время чтений закона «О пропаганде гомосексуализма». И наконец, с Настей просто интересно общаться. Она внимательно и одновременно вполне критически относится к своим корням — это «Театр.doc». У нее свой оригинальный взгляд на современные поиски в театре. Искусство как исследование, отказ от фигуры режиссера как полновластного автора, переоценка новых и открытие старых театральных форм, переставших казаться, соответственно, синонимами всего хорошего и всего плохого, — вот темы нашего длинного разговора, который я решила обратить в серию коротких монологов.

1

Зуд, я бы так это назвала. Нельзя, чтобы такие события, как гибель нижегородской журналистки Ирины Славиной, просто забылись и канули в Лету. Почему Елена Гремина и Михаил Угаров в 2010 году сделали «Час восемнадцать» про смерть юриста Сергея Магнитского? В том числе потому, что новостные сюжеты нас поражают, мы падаем, а потом встаем, отряхиваемся и на следующий день уже смотрим новые сюжеты. Поэтому у меня есть необходимость сделать театральный жест — это может быть история про Славину, а может быть просто жест, жест ее памяти.

Я чувствую общую усталость от важных, больных, актуальных тем. Это усталость, отчасти сопряженная со страхом. Я не имею в виду, что люди боятся преследований, но они боятся расстроиться, боятся плохих эмоций. Говорю это без иронии, потому что искала драматурга для проекта про Славину несколько месяцев, и довольно близкие люди мне отказали: «Это очень тяжелая тема, я больше не могу, я устала».

2

Спусковым крючком для постановки спектакля «Неформат» стал термин «бремя идентичности». Я услышала его в разговоре между Яной Меерзон, исследовательницей канадского театра мигрантов (уже во втором и третьем поколении), и Марком Симоном, исследователем миграции и в том числе того, как с миграцией работают немецкие и российские театры. Речь шла о внешности и в целом об идентичности как о бремени, которое подчас мешает профессиональной реализации.

Я взяла несколько интервью — у Фурката Палван-Заде, основателя журналов «Сигма» и EastEast, у бизнесмена из Казахстана, у выпускницы мединститута, которая приехала в Москву из Самарканда, а потом эмигрировала в США. Оказалось, что для них проблема дискриминации по внешности не стоит остро. Наиболее точно и явно она проявилась в рассказах актеров о возможностях профессиональной реализации в России. Грубо говоря, лицо — это то, что они «продают», часть их профессии. Поэтому мы с Наной Гринштейн, драматургом, приняли решение, что в спектакле будут истории актеров и актеры будут их сами рассказывать со сцены.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Он еще маленький. Понимают ли что-то дети во взрослых разговорах? Он еще маленький. Понимают ли что-то дети во взрослых разговорах?

Маленькие дети понимают в разговорах старших гораздо больше, чем кажется

СНОБ
«Российский хадж. Империя и паломничество в Мекку» «Российский хадж. Империя и паломничество в Мекку»

Отрывок из книги Айлина Кейна об инфраструктуре хаджа в Российской империи

N+1
Арт-интеграция: как технологии популяризируют искусство Арт-интеграция: как технологии популяризируют искусство

Рассказываем, что «технари» привнесли в деятельность «гуманитариев»

РБК
Потерянная ДНК редкого растения Потерянная ДНК редкого растения

Растение, которое со временем украло собственный геном

National Geographic
Sapiens Sapiens

Краткая история человечества

kiozk originals
А он мне нравится А он мне нравится

Психолог: как решиться заговорить с мужчиной и обратить на себя внимание

Лиза
Как забота об экологии превращается в здоровый образ жизни Как забота об экологии превращается в здоровый образ жизни

Экосознательность помогает вырабатывать и внедрять полезные привычки

Reminder
Сделано на пять Сделано на пять

Фотограф Сергей Ананьев показал AD свою новую четырехкомнатную квартиру

AD
Хабиб: «В Москве я кочевал по своим подписчицам» Хабиб: «В Москве я кочевал по своим подписчицам»

Хабиб о своем клипе «Ягода-малинка»

ЖАРА Magazine
«Вызывающий ужас»: в Аргентине обнаружили двойника тираннозавра «Вызывающий ужас»: в Аргентине обнаружили двойника тираннозавра

Когда тиранозавры правили Северным полушарием, их двойники процветали в Южном

National Geographic
Цена отвращения Цена отвращения

Мария Степанова об основном жизненном и творческом методе Патриции Хайсмит

Weekend
Звездные отчимы: российские артисты, вырастившие детей жены от прошлого брака Звездные отчимы: российские артисты, вырастившие детей жены от прошлого брака

Иван Ургант, Иосиф Пригожин и другие звезды, которые приняли детей своих жён

Cosmopolitan
Из перовскитов и углеродных нанотрубок сделали гнущийся солнечный элемент Из перовскитов и углеродных нанотрубок сделали гнущийся солнечный элемент

Ученые получили гибкий перовскитный солнечный элемент

N+1
«Я тебя люблю… или просто жалею?» «Я тебя люблю… или просто жалею?»

Искренне ли мы любим человека или попросту его жалеем?

Psychologies
«Хочешь есть — попей воды» и другие популярные фитнес-мифы о голоде и питании «Хочешь есть — попей воды» и другие популярные фитнес-мифы о голоде и питании

Как мифы о голоде и питании угрожают нашему здоровью?

Psychologies
Сейчас я вас достигну Сейчас я вас достигну

Движешься к важной цели, но боишься оказаться не там, где планировала?

Cosmopolitan
7 фактов о динозаврах, которые не знает даже Стивен Спилберг 7 фактов о динозаврах, которые не знает даже Стивен Спилберг

Узнай все о бывших хозяевах нашей планеты — динозаврах

Maxim
5 невероятных, но правдивых исторических фактов 5 невероятных, но правдивых исторических фактов

Порой фантазия и реальность меняются местами

Maxim
Я — чайлдфри. Примите это и оставьте меня в покое! Я — чайлдфри. Примите это и оставьте меня в покое!

С какими проблемами чайлдфри сталкиваются постоянно

Cosmopolitan
Продавец, политик, тамада: кем работают участники шоу «Каникулы в Мексике» Продавец, политик, тамада: кем работают участники шоу «Каникулы в Мексике»

Реалити-шоу «Каникулы в Мексике» оставило яркий след в сердцах поклонников

Cosmopolitan
История одной песни: «One Way Ticket» История одной песни: «One Way Ticket»

Запутанная история песни «One Way Ticket»

Maxim
Бросает в жар: 9 способов быстро сбить температуру без лекарств Бросает в жар: 9 способов быстро сбить температуру без лекарств

Как правильно сбить температуру и когда надо это делать?

Cosmopolitan
Ипотека: как поплывем? Ипотека: как поплывем?

Ипотека по плавающим ставкам не столь опасна для заемщика, как кажется

Эксперт
Игры с разумом Игры с разумом

На что гаджеты действительно способны и что нам за это будет

Vogue
Как скрыть друзей в ВК от других пользователей Как скрыть друзей в ВК от других пользователей

Как скрыть друзей в ВК через компьютер или смартфон на Android или iOS

CHIP
О, дивный новый мир: что поражает менеджера после ухода из корпорации в стартап О, дивный новый мир: что поражает менеджера после ухода из корпорации в стартап

Как можно сменить дорогой офис на комнату в подвале рынка

Forbes
Игра света и тени Игра света и тени

Пентхаус в современном стиле

SALON-Interior
Алексей Аксель. Пиво имени себя Алексей Аксель. Пиво имени себя

Директор «Волковской пивоварни» рассказал как живёт российский крафт

4x4 Club
Только для своих. В чем разница между полиаморией и открытыми отношениями Только для своих. В чем разница между полиаморией и открытыми отношениями

Почему полиамория и открытые отношения — это не одно и то же

СНОБ
Великое прошлое и светлое будущее. LADA Niva Travel и её предшественники Великое прошлое и светлое будущее. LADA Niva Travel и её предшественники

Автомобиль, который разрабатывался для замены классической «Нивы»

4x4 Club
Открыть в приложении