Сохатый хозяин леса: что мы знаем о лосях
Этот могучий зверь стал героем многих легенд и одним из символов дремучего леса
Могучий, большерогий, угрюмый одиночка. Таким многие представляют лося. Но это далеко не все, что мы знаем об этом удивительном животном.
Зверь из легенд
Лоси с древнейших времен интересовали человека. Первобытные охотники охотились на них ради мяса и шкур и рогов, служивших для изготовления инструментов и украшений. Правда, лось не был основным промысловым зверем — кости лосей находят на стоянках палеолитических охотников не так уж часто по сравнению с костями диких лошадей, северных оленей, бизонов и мамонтов. Вероятно, это связано с тем, что лоси и тогда встречались реже других животных. Кроме того, огромные стада бизонов или лошадей привлекали охотников намного больше, чем лоси-одиночки.
Первобытные люди не только охотились на лосей, но и вдохновлялись ими в творческом плане. Подтверждением тому может служить скульптура головы лося, найденная во время раскопок палеолитического поселения Студеное-2 в Забайкалье.
С окончанием ледникового периода образ лося стал чаще появятся в искусстве. Ученым хорошо известна скульптура головы лося из Фовановского могильника (ранний неолит). Древний мастер умело передал удлиненные пропорции головы зверя, кружочками обозначил глаза. Скульптуры лосей были найдены также в Южном Приангарье и Южном Прибайкалье.
В сибирских легендах лось фигурирует как небесный зверь, похитивший солнце. В некоторых сказаниях говорится, что из лосиной шкуры был сделан небесный шатер, а звезды — это прорехи в ней.
Образ лося — лесного отшельника, наделенного чуть ли не сверхъестественными способностями, сохранялся в отдельных местах вплоть до начала XX века. Так, писатель-натуралист Виталий Бианки в повести «Одинец» рассказал о лосе, которого безуспешно пытался выследить начинающий охотник. Один из героев, крестьянин Ларивон так объяснял причину неудач городского гостя: «Не простой это зверь. Видимость в нем звериная, а ум человечий. Один такой лось и ходит в наших лесах, а то молодняк все — телята безмозглые».