Татьяна Архипова
Директор БДТ имени Г. А. Товстоногова вместе с художественным руководителем Андреем Могучим стала соавтором перезапуска театра, который 15 февраля отмечает свой столетний юбилей.
Вы работали в бизнесе, а потом оказались в сфере культуры. Сложный был переход?
Не сложный. Интересный. В театре много того, что есть в любых организациях: бухгалтерия, контрактная служба, трудовые отношения, производство. Вопрос зарабатывания денег тоже актуален. Но надо учитывать специфику творческого процесса, потому что здесь он и есть основная деятельность. А у людей, занятых творчеством, другие методы принятия решений, иные способы функционирования. Механизм возникновения продукта тоже другой. Поэтому важная часть работы — быть внимательным к этим особенностям и не нарушать тонкие связи. Часто вспоминаю уроки Елены Васильевны Образцовой, с которой мы подружились во время моей работы в Михайловском театре. Она пела во всех лучших театрах мира и точно знала, чем хороший директор отличается от плохого. Театр — это такое место, где возможно все. Здесь нет слова «нельзя». Ты не можешь сказать: «Этого не будет, так невозможно». Потому что в ответ услышишь: «Я так хочу, и мне это нужно». И все. Ищи решение — технологическое, финансовое, менеджерское. В театре должны случаться чудеса. Здесь люди летают, ходят по канату, исчезают, появляются. И все это будет придумано, произведено и показано, даже когда кажется, что не успеть и все пропало. В какой-то момент все оказываются заражены театральной бациллой, и это настолько мощно, что так будет и дальше, когда нас уже не будет.
Что самое трудное в работе директора театра?
В театре недопустим никакой фаворитизм. Есть спектакли, которые мне нравятся больше прочих. Есть артисты, которыми я восхищаюсь в любой роли, и те, кто, наоборот, меня как зрителя не вдохновляет. Но об этом даже думать не стоит, ведь мысли так или иначе отражаются в поступках. Кроме того, БДТ — это имя, которое многое значит для самых разных людей. Где бы ты ни был, как только выясняется, что ты из БДТ, каждому человеку есть что сказать: обсудить постановку, вспомнить, как встретил в самолете