Что такое контемпорари и где смотреть самое интересное?

Собака.ruСтиль жизни

Современный танец в Петербурге — это всё: рассказываем, как его понимать, где смотреть и у кого учиться

Сенсация: сразу три хореографа из Петербурга вошли в шорт-лист премии «Золотая маска – 2023». Работы Ксении Михеевой, Ольги Васильевой и Ольги Цветковой получили по несколько номинаций, а постановка Михеевой «Место, которого еще не было» награждена сразу двумя премиями — как лучший современный танец/спектакль и работа художника по свету.

Ксения Михеева. Куртка no name (Viva_Vintage), ремень, надетый в качестве топа, AF Vandervorst, велосипедки no name (все — Pif Paf Supershop)

Город танцует: в Доме Радио проходят мастер-классы «Пляс», контемпорари добралось до рейвов — впечатляющую пластическую композицию под техно от музыканта Nocow показал на фестивале Present Perfect Владимир Варнава, он же поставил хореографию и сыграл педагога в новом сериале «Балет» (премьера в мае). Разбираемся, что такое контемпорари, где смотреть самое интересное и куда пойти учиться танцевать и знакомиться со своим телом.

Что такое современный танец? Остальные танцы, получается, несовременные?

Итак, балет — это вертикальные отношения, строгое и четкое движение, следование оси координат. А контемпорари — горизонтальные: с собой, со зрителем, со своим телом, пластикой, памятью и кровью, раскрепощенное движение и сдвинутая ось. Современный танец родился в начале ХХ века: балетные шаблоны сломала хореограф и танцовщица Лои Фуллер, которая придумала «Серпантин» — в танце она размахивала огромными рукавами-крыльями шелкового платья со вшитыми в них стержнями, создавая особенную пластику (фэшн!). Потом в греческом хитоне и босиком к публике вышла Айседора Дункан, Вацлав Нижинский придумал ритуальные танцы для «Весны священной» Стравинского, а Марта Грэм создала технику contraction & release, связав дыхание и движение. В Martha Graham Dance Company вырос постмодернист Мерс Каннингем, который утверждал, что любое движение может стать танцем и эмоциональное начало в хореографию привносит зритель, а не танцовщик. В 1930-х в Германии родился «танцтеатр» Курта Йосса, дело которого продолжила Пина Бауш, стирая границу между текстом и пластическим языком. Фильм Вима Вендерса «Пина. Танец страсти», пожалуй, лучшее и точно самое красивое пособие по знакомству с основами современного танца. Хореографы были и остаются суперзвездами: Акрам Хан смешивает контемпорари и древний индийский танец катхак, Охад Нахарин придумал новый язык движения «гага», импровизационную интуитивную технику, доступную каждому, а Шарон Эяль поставила рейв на высокие полупальцы.

Ксения Михеева. Ремень, надетый в качестве топа, AF VANDERVORST велосипедки no name (все — Pif Paf Supershop)

А где в Петербурге смотреть контемпорари?

Новая сцена Александринского театра

Современный танец в афише Новой сцены Александринки заявлен с самого основания площадки в 2013 году, а к ее десятилетию в мае (для фестиваля «Новая X»!) хореограф Ксения Михеева ставит работу «Непокой» на музыку Ильи Лагутенко об отношениях искусственного интеллекта и человека. Спектакль Михеевой для Новой сцены «Место, которого еще не было» только что получил пять номинаций и две «Золотые маски». Для театра это не впервые: в 2015 году наградой был отмечен перформанс-инсталляция «Экспонат/Пробуждение» Анны Абалихиной, космические техно-костюмы для которого придумала художница Галя Солодовникова, а саунд-дизайн — композитор Вангелино Курентзис. Специально для Новой был также поставлен еще один перформанс из шортлиста «Золотой маски» этого года — «Адам и Ева» Ольги Васильевой. Последователь Мерса Каннингема и один из пионеров современного танца в России Саша Кукин отмечает здесь тридцатилетие своего театра танца вечером хореографии на музыку Боба Дилана, Стива Райха,Трента Резнора из Nine Inch Nails и пост-рокеров Mogwai. Благодаря департаменту «Новый танец на Новой сцене» свои проекты показывают Inner Company Константина Кейхеля, Ольга Цветкова, «Антон тут рядом» (в инклюзивных пластических спектаклях участвуют подопечные фонда), бакалавриат «Искусство современного танца» Консерватории (номера в формате work in progress), Владимир Варнава — его ноябрьская премьера «Скорость падения» поставлена для компании танцоров, собравшихся вокруг Александра Челидзе и Ксаны Ковалевой. Сам Челидзе (номинация за лучшую мужскую роль в «Место, которого еще не было») тоже выпустил спектакль как хореограф — красочное диско-рассуждение о приторно-страстных людях в бесконечном поиске счастья «Блаженство». Посмотреть на Челидзе можно еще и в арт-фильме Юлдус Бахтиозиной: художница только что выпустила ленту о своей первой ювелирной коллекции «Неправильная Венера» с его участием.

Ольга Васильева. Водолазка no name (Cintre Store), моносерьга Omut Jewelry

Дом Радио

Новое направление Дома Радио musicAeterna Dance стартовало в январе премьерой танцевального спектакля Youkali — оммажа Курту Вайлю, музыкальные темы для которого написали композиторы-резиденты этой культурной институции и сам Теодор Курентзис. Давнюю мечту дирижера и худрука musicAeterna — создать Gesamtkunstwerk, синтез всех искусств, — реализует режиссер Анна Гусева. Для нового проекта она провела открытый опен-колл для танцовщиков и набрала труппу, хореографом которой стала Анастасия Пешкова, звезда именитого «Балета Москва». Вместе они сформулировали манифест о поисках нового: театр абсурда, «танцтеатр» Пины Бауш, тотальный театр Питера Брука и Ежи Гротовского связывают между собой разнообразные пластические формы современного танца, среди которых буто, техника низкого полета flying-low и интеллектуальные методы «думающего тела» countertechnique.

За неполный сезон команда Дома Радио показала уже несколько работ, например, перформанс Immortal Bach в постановке Александра Челидзе с танцующим хором, «О» на музыку экспериментальных саунд-художников Виктории Харкевич и Егора Ананко. А театральный год компания финализирует постановкой мелодрамы Игоря Стравинского «Персефона» — 1 и 2 июля ее покажут на закрытии Дягилевсего фестиваля в Перми. На прошлогоднем Дягилевском фестивале хореограф Ольга Цветкова показала перформанс-ритуал SOULWHIRL (пять номинаций на «Золотую маску»), а в опере «Мистерия на конец времени» Карла Орфа станцевали хор и профессиональные танцовщики — собственно, именно во время репетиций и родилась идея создания musicAeterna Dance. В итоге собралось комьюнити: мастер брейкданса Тимур Ганеев, перформер Айгуля Бузаева, основательница танцкомпании 9 a.m. dance company Алевтина Грунтовская, экс-танцовщик труппы «Провинциальные танцы» Евгений Калачев, номинант «Золотой маски» за мужскую роль в «Адаме и Еве» Максим Клочнев, танц-художник Камиль Мустафаев, казанская танцовщица и хореограф Айсылу Мирхафизхан и контемпорари-дива из Минска Елена Лисная.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мы — дети голубой галактики Мы — дети голубой галактики

Ольга Сильченко: галактиками я занимаюсь всю жизнь, начиная с третьего курса

Наука и жизнь
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
Где лежит настоящее Где лежит настоящее

Светлана Адоньева о том, где живут традиции и почему не нужно их возрождать

Seasons of life
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
Ланч-боксы с подогревом: как они работают и стоит ли брать Ланч-боксы с подогревом: как они работают и стоит ли брать

Как работает ланч-бокс с подогревом и стоит ли вообще его покупать?

CHIP
7 поломок, которые чаще всего случаются весной. О чем стоит знать заранее 7 поломок, которые чаще всего случаются весной. О чем стоит знать заранее

На какие детали и узлы автомобиля нужно обратить особое внимание весной

РБК
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Скажи мне, что ты ешь Скажи мне, что ты ешь

Как продукты, которые мы предпочитаем, могут раскрыть характер?

Лиза
Шестой Шестой

Новый 4Runner: пятнадцать лет спустя

Автопилот
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
Роботы Figure научились сообща сортировать предметы Роботы Figure научились сообща сортировать предметы

Компания Figure разработала универсальный алгоритм управления роботами

N+1
Как модельер Эльза Скиапарелли совмещала удобный крой и эксцентричность Как модельер Эльза Скиапарелли совмещала удобный крой и эксцентричность

Эльза Скиапарелли привнесла в моду искусство

Forbes
Редкоземельные металлы: что такое, почему редкие и зачем нужны людям Редкоземельные металлы: что такое, почему редкие и зачем нужны людям

Какие металлы считаются редкоземельными и почему получили такое название

ТехИнсайдер
7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Эксперт по счастью: 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Inc.
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Праздник со вкусом апельсина — что Берджесс, Кубрик и Фуко думали о насилии Праздник со вкусом апельсина — что Берджесс, Кубрик и Фуко думали о насилии

О том, как в «Заводном апельсине» рассматривается тема насилия

СНОБ
Движение вверх Движение вверх

Последние пять лет Москва переживает промышленный бум

Ведомости
«Служебный роман» наоборот: как влюбить в себя начальника (профессионально, конечно!) «Служебный роман» наоборот: как влюбить в себя начальника (профессионально, конечно!)

Какими качествами обладает идеальный сотрудник?

Maxim
Соскочить с крючка вины: как распознать манипуляцию с первой секунды Соскочить с крючка вины: как распознать манипуляцию с первой секунды

Что такое навязанная вина и как она связана с манипуляцией?

VOICE
Советы Юре Борисову: как правильно выступить с речью на «Оскаре» Советы Юре Борисову: как правильно выступить с речью на «Оскаре»

Парочка рекомендаций для подготовки речи на церемонии «Оскара»

Psychologies
Фундамент будущего Фундамент будущего

Блиц-интервью с учеными, лидерами мнений в своей профессии

OK!
Когда пушки человеческих эмоций молчат Когда пушки человеческих эмоций молчат

Как выглядел бы мир, если бы все сомнительное объяснялось бы безумием

Правила жизни
Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 1 Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 1

Развитие торговых и политических отношений между США и Российской империей

Наука и техника
Дэвид Линч Дэвид Линч

Правила жизни кинорежиссера Дэвида Линча

Правила жизни
Восстанавливая цвета: как реконструируют окраску вымерших животных. Часть 1. Членистоногие и моллюски Восстанавливая цвета: как реконструируют окраску вымерших животных. Часть 1. Членистоногие и моллюски

Как ученые реконструируют внешний вид древних беспозвоночных

Наука и техника
«Русланы» уходят. Часть 1 «Русланы» уходят. Часть 1

История Ан-124 «Руслан» уходит во времена зарождения реактивной авиации

Наука и техника
Шепоты и фрики Шепоты и фрики

Почему мы все поголовно надели шапочки из фольги?

Правила жизни
«Мне нечего прятать» «Мне нечего прятать»

О необходимости высказывания в мире, любви к своему дому и об отношениях с отцом

Правила жизни
Честность как концепция Честность как концепция

Как шефы относятся к чистоте концепции и что в целом думают о честной позиции?

Bones
Сапог — оружие богатыря Сапог — оружие богатыря

Cвязаны ли в действительности Илия Печерский и легендарный герой Илья Муромец?

Дилетант
Открыть в приложении