Скромное обаяние
Яхта и тридцать шуб? Это не их выбор. Новое поколение золотой молодежи инвестирует в свое образование. А получив MBA в «Сколково», мощно реновирует бизнес родителей или строит свой собственный.
Елизавета Жеребцова
Дочь легендарного основателя сети гипермаркетов «Лента» и фармгиганта Solopharm Олега Жеребцова устроилась в компанию к отцу на одну из низших должностей.
С января я медпредставитель в компании моего отца. Solopharm лидирует в России по производству жидких лекарств, а новейшие технологии позволяют выпускать стерильные препараты без консервантов. Я предлагаю лекарства для опорно-двигательной системы напрямую врачам. Это называется работой в полях, иметь дело нужно с хирургами-травматологами, в основном возрастными мужчинами старой закалки: тебя могут выпереть, могут нахамить. Первую неделю я ужасно волновалась, репетировала перед зеркалом и речь, и выражение лица, продумывала гардероб. Сейчас самое страшное позади, у меня сформировалась база из полусотни докторов государственных и частных клиник.
Отец не приветствовал мое желание работать в прямых продажах. Боялся, что буду дергать его дома глупыми вопросами. Но такой опыт был необходим: я человек, склонный к рефлексии, мне часто бывает неловко за себя. Некомфортные, стрессовые условия многому учат. Плюс к тому я преодолела страх перед обычными больницами — раньше меня в них трясло начиная от регистратуры. А главное, стала ценить жизнь. Мне всегда казалось, что я избалованна и не видела реальности. Глядя на больничный быт, осознаешь, сколько по-настоящему стоит все, что ты имеешь. Нет ничего плохого в дорогой вещи, если сам на нее заработал. Но важнее, если можешь пересчитать ее стоимость на цену жизненно необходимого лекарства или на зарплату медсестры.
Я поняла, что такое социальная ответственность: откупаться от совести, отправляя деньги голодающим африканским детям, — не вариант. Вместо подачек, которые все равно не изменят ситуацию, лучше спонсировать талантливых людей, давать деньги под конкретные идеи. Классно вкладывать в образование, как мой отец, который стал одним из шести учредителей Европейского университета.
Мне действительно нравятся фармацевтика и нутрицевтика. Я читаю кучу тематических блогов в «Инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)», чту эту идеологию, каждое утро выпиваю горсть БАДов. Думаю, благодарить за такой подход стоит мою маму. Она всегда увлекалась медициной, а когда родился мой брат-аллергик, поиск органически чистой еды и бытовой химии стал вынужденной мерой. Возможно, и папу к развитию фармы тоже подтолкнула она.
Но в дальнейшем планирую развиваться в журналистике: я студентка Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, в августе иду на стажировку в интернет-издание «Бумага».
Никита Иванов
Выпускник «Сколково» и гендиректор компании Air Cardo Advisers мог бы работать на отца, который занимается международными грузовыми авиаперевозками с 1990-х, но решил открыть свой бизнес в этой же сфере.
Факультет и вуз (Международная высшая школа управления Политеха), как и многие после школы, я выбирал не особенно сознательно: ориентировался на то, что направление вроде как связано с деньгами. Мне казалось тогда, что мерилом успеха может быть доход и только доход. На первом курсе я жил в эстетической реальности гламурного пацана. Потом эта спесь начала с меня спадать: однажды с кристальной ясностью понимаешь, насколько ценнее прочитать вслух стихотворение, чем продемонстрировать марку автомобиля.
Мне не хотелось просто работать у отца, Дмитрия Иванова, хотя каждое лето начиная лет с шестнадцати я помогал ему в офисе его компании Sky Partner Logistics. Всегда казалось, что свое дело — это такой романтический поступок, путь вопреки всеобщим ожиданиям.
Авиалогистика — сложная и необычная индустрия. Как правило, люди отправляют грузы самолетом в последний момент, и поэтому времени на размышления у нас вообще нет. Этими грузами могут быть и картина Рембрандта из Эрмитажа, и знаменитая мумия мамонтенка Любы, которую нужно доставить из Ямало-Ненецкого округа на выставку в Англию.
После пяти лет в авиалогистике у меня возникло ощущение, что я достиг потолка и дальше развиваться некуда. В финансовом плане тоже чувствовал неудовлетворенность: мой доход все еще был слишком волатильным и я чувствовал себя некомфортно, не зная, сколько у меня будет в конце месяца — миллион рублей или десять тысяч. Я очень старался, часто работал без выходных, постоянно искал новых клиентов, создавал новые продукты и развивал новые направления бизнеса — а денег ощутимо больше не становилось. Чтобы разобраться с собой и доказать себе, что я чего-то стою, я решил поучаствовать в конкурсе грантов MBA школы управления «Сколково». В течение месяца разработал план цифровой трансформации всех национальных логистических процессов — проще говоря, предложил свой вариант, как заставить все логистические компании, от РЖД до «Почты России», работать лучше, чем DHL, и в итоге мой проект оказался в числе победителей. Таким образом я попал на программу MBA в «Сколково».