Семен Серзин
Актер и режиссер играет главную роль в фильме Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе» по роману-лауреату «Нацбеста», ставит спектакли в ставшем родным Петербурге и по всей России, а также готовит кинодебют по хитовой пьесе «Человек из Подольска».
Как ты попал в картину Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе и вокруг него»?
Девять лет назад я снялся в Латвии в дебюте Айка Карапетяна «Люди там», который у нас так и не вышел. Чуть ли не единственным, кто его увидел, был Кирилл Семенович, который тогда ставил спектакль в Риге. Потом он позвал нас с младшим братом (актером Евгением Серзиным. — Прим. ред.) в фильм «Лето». Параллельно я предлагал ему что-нибудь сделать в «Гоголь-центре», и Кирилл Семенович подарил мне роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» с посылом «Прочитай, чтобы поставить». Книга мне понравилась, но я не представлял себе, как это сделать в театре. Спустя время Серебренников написал инсценировку на основе романа и запустил фильм, куда позвал меня на пробы. На съемках мы много репетируем, что большая редкость. Это не обязательно прешут с камерой, иногда просто на телефон, но все продумывается и сочиняется — крутой процесс и действительно большое счастье: понимать, что так рождается настоящее кино.
А кем ты себя больше ощущаешь — актером или режиссером? Твои театральные постановки ведь идут по всей стране — от Москвы и Ярославля до Екатеринбурга и Новосибирска.
Наверное, режиссером, хотя мне все интересно. Я не позиционирую себя как актер, и поэтому мне легче — когда нет артистических амбиций, проще ко всему относишься. В таких профессиях нельзя вывозить все на сложных щах — должна быть самоирония. Это не значит, что относишься несерьезно. Ты оставляешь зазор, чтобы не превратиться в кого-то, кто ваяет себе памятник.