Растения теперь — не украшения, а нечеловеческие агенты

Собака.ruКультура

Растения — новые хедлайнеры

Текст: Александра Генералова, Дарья Болдырева

Дуг Эйткен, инсталляция «Сад» на выставке «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100» в музее «Гараж»

В мире современного искусства: от Венецианской биеннале и «Манифесты» до выставок в московском «Гараже» и независимых петербургских арт-пространствах. Музеи и галереи наполнились живыми папоротниками, мхами, травой и деревьями, но без декоративного умысла. Художников и кураторов волнуют философские вопросы: можно ли использовать растения в работах как материал или же они — полноправные участники арт-процесса? Кажется, экологические проблемы вывели в тренды не только осознанное потребление, но и осознанное искусство: растения теперь — не украшения, а нечеловеческие агенты.

Часть I. Растения не те, кем кажутся

Считать человека центром мироздания, подчиняющим остальные виды, — so last season уже лет 40. Проблемы глобального потепления, переработки мусора, истощения почв и загрязнения океанов дали научной и философской мысли новый вектор: чтобы выжить, нам надо быть чуткими к экосистемам, с которыми мы делим планету.

Грядущий экологический коллапс породил новое научное направление — «нейробиология растений». В своей книге «Тайные знания растений» биолог Дэниел Чамовиц описывает, как деревья посылают сигналы, предупреждающие «собратьев» о приближении роев насекомых, и взаимодействуют друг с другом через ароматические вещества. Когда растение находится в состоянии стресса, оно поглощает из почвы больше минералов. Комнатная монстера чувствует наши прикосновения, а иногда «зеленые друзья» прекращают расти, реагируя на тактильные раздражители — «человеческого» в них куда больше, чем мы думали. Более того: исследователь Моника Гальяно утверждает, что растения способны запоминать прошлые события и применять полученные знания. А нейробиолог Стефано Манкузо пишет в книге «Революция растений. Новый взгляд на интеллект и поведение растений», что известные науке генетические и биохимические механизмы такое сложное поведение не объясняют, а значит, у растений есть система обработки информации, похожая на мозг. Несмотря на всю антропоцентричность нашей культуры, надо признать — именно растения составляют 99 % всей биомассы Земли, а если они исчезнут, человечество перестанет дышать и никакие биотехнологии нам не помогут.

Параллельно с биологией в дело вступила философия — с конца 1970-х годов по миру легкой поступью идет постгуманизм, заразивший своими идеями все интеллектуальное сообщество. Если феминистские и постколониальные теоретики расшатали представления о том, что белый цисгендерный мужчина — главный субьект человеческой цивилизации, то постгуманисты предлагают отказаться от идеи, что нечеловеческие агенты — животные, растения, грибы — существуют исключительно для поддержания нашего благоденствия.

Изобретатель «темной экологии» и философ Тимоти Мортон, которого цитируют кураторы прошлогодней выставки «Грядущий мир» в музее «Гараж», рассуждает о том, что история идей породила понятие «природы» как особого вида частной собственности. «Наше отчуждение от растительной и животной жизни вызвало разлад между людьми и их так называемой “окружающей средой”, который принес катастрофические результаты для планеты и ее видов. Экологическая мысль, применяемая в науке, поэзии или искусстве, приведет к этически обоснованному подходу к человеческим и нечеловеческим живым организмам».

Часть II. Сады — как будущее современного искусства

Новая этика в отношении нечеловеческих агентов, экологический коллапс и философия постгуманизма направила фокус кураторов и художников contemporary art в царство растений.

После карантина театр «Лисео» в Барселоне открылся произведением «Хризантемы» Джакомо Пуччини — музыканты играли для 2292 растений в горшках, которые восседали в красных креслах. Перформанс назывался «Концерт для биоценоза» — то есть для всех существ нашей экосистемы. Возможно, этот концерт — самая точная метафора происходящего после пандемии, однако специалисты небезосновательно раскритиковали мероприятие как раз с точки зрения новой этики. В нем увидели явные антропоцентричные намерения пропиарить театр необычным способом — в релизах указывалось количество растений, а не их названия, — как выражение нашего «видового шовинизма».

В отличие от консервативных оперных театров, мир современного искусства сделал экотематику мейнстримом, например в 2019 году на Венецианской биеннале главный приз «Золотой лев» получил павильон Литвы, где художница Лина Лапелите поставила экологическую оперу-перформанс «Солнце и море (Марина)». На той же биеннале арт-гангстер мира современного искусства Хито Штейерль показала работу This is the Future: сгенерированный искусственным интеллектом цифровой сад будущего, в котором нейросеть спекулятивно превозносила свойства растений. «Предупреждение, — говорил в конце голос нейросети, — входить в будущее очень рискованно». Зрителю сообщалось, что в будущем со стопроцентной вероятностью мы умрем. Несмотря на нашу веру в силу технологий и способность искусственного интеллекта предсказывать будущее, нас может уничтожить сила нечеловеческого характера. И исчезнем мы, по иронии судьбы, благодаря неспособности признать сложность и непредсказуемость поведения «природы».

Основной локацией биеннале «Манифеста 12» в Палермо и вовсе был ботанический сад. В зарослях бамбуковой рощи зрители наталкивались на экран с видео из зарослей тайванских папоротников, в которых бродят семь молодых эко-квир-мужчин — они тестировали потенциал невербального общения с растениями через прикосновения и тело. В работе Pteridophilia китайский художник Чжэн Бо говорит о прошлом и представляет себе будущее с точки зрения растениймаргиналов: дело в том, что папоротники — очень распространенные растения на Тайване, которые всегда ценились местными племенами, а японскими колонистами — нет.

В пандемический 2020 год фестиваль Ars Electronica был назван «Сады Кеплера» и объединил онлайн сотни «садовников» от науки и искусства по всему миру. Ars Electronica — цитадель art & science — гибридного направления в искусстве, сплавляющего реальные научные исследования в области искусственного интеллекта, технологий, генетики, биологии, физики, астрофизики, экономики и экологии с работами художников, основанных на этих исследованиях. Самая впечатляющая работа программы — биотехнологическая звуковая инсталляция Symbiome — Economy of Symbiosis («Симбиом — Экономика Симбиоза») словацкой художницы Саши Спачал. Гидропонную камеру она населила корнеплодными бактериями Rhizobiaceae и красным клевером, которые обмениваются соединениями углерода и азота. Измерения этого обмена влияют на капающую из камеры воду, а та в свою очередь вызывает рябь и пульсацию на водной поверхности, которую через специальный интерфейс преобразуют в звук. «Озвучка» метаболического обмена показывает, что симбиоз — это процесс, в котором постоянно идут переговоры об использовании природных ресурсов.

Петербургские ученые и художники впервые участвовали в фестивале с таким масштабным проектом, как «Пангардения» в единственной в городе техно-арт-галерее на базе ИТМО, где уже два года готовят кадры для отечественного art & scienceпрорыва. Художницы из первого выпуска научно-художественной магистратуры группировка BIOROBOTY 019 высадили в «белом кубе» Чудо-поляну 2.0. — взяли растения с реальной чудо-поляны в Гатчине, на которой произрастают краснокнижные редкости: от нескольких видов диких орхидей до осоки Дэвела. Саженцы при участии ученых изъяли на месте, прорастили дома во время пандемии и в лучших традициях постгуманизма сделали растения резидентами инсталляции. Посетители могут с ними аккуратно пообщаться путем наблюдения, отстранения, прикосновения, вербального общения и совместного отдыха.

Часть III. Выводы

Восприятие и наблюдение за растениями с точки зрения науки и тем более художественной индустрии — процесс медленный, но необходимый в условиях надвигающегося экоколлапса. Он требует от человека замедлить свой обычный ритм и попробовать «совпасть» темпорально с миром «зеленым», как считает философ-теоретик Майкл Мардер: тогда нам не захочется сводить растения до уровня собственного ресурса, лишая их субъективности. Так мы убьем двух зайцев: осмыслим альтернативные способы бытия в грядущем мире, и — одновременно — лучше осознаем проблемы в человеческом социуме. Проводниками выбираем современных художников — кажется, они пока лучше всего переводят научные идеи, а также чувства и язык растений на наш, человеческий диалект. Art & science — в каждый дом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Татарка Татарка

Блогер Ира Смелая заявила о себе треками под ником Татарка

Собака.ru
Выбираем SSD: на что обратить внимание при покупке Выбираем SSD: на что обратить внимание при покупке

Получите ли вы выигрыш от самого доступного SSD? Какой накопитель будет быстрее?

CHIP
Евгений Миронов: «Планка настолько высока, что сейчас сложно понять, куда идти дальше и как развиваться» Евгений Миронов: «Планка настолько высока, что сейчас сложно понять, куда идти дальше и как развиваться»

Худрук и актер Евгений Миронов — как репетировать спектакль по Zoom

Grazia
Голос, космос и различные странности. Что все-таки нас объединяет? Голос, космос и различные странности. Что все-таки нас объединяет?

Журналист Сююмбике Давлет-Кильдеева — о громком молчании

РБК
Сколько стоит пить? Сколько стоит пить?

Каким будет место алкоголя в “новой нормальности”?

Men’s Health
Секрет — в брокколи Секрет — в брокколи

Ани Тейлор-Джой о триллере «Прошлой ночью в Сохо»

OK!
Статус: доступен Статус: доступен

Социальные сети вовлекли нас в гигантскую паутину непрерывного общения

Psychologies
Новый русский Гарвард. Как создать успешное профессиональное сообщество из тех, кто только учится Новый русский Гарвард. Как создать успешное профессиональное сообщество из тех, кто только учится

Зачем нужны и как создаются новые объединения учащихся в России

СНОБ
7 самых необычных и таинственных мест на планете 7 самых необычных и таинственных мест на планете

Эти уголки планеты заставят вас удивиться

Playboy
7 советов, которые помогут вам справиться с волнением во время важного разговора 7 советов, которые помогут вам справиться с волнением во время важного разговора

Что делать, если никак не получается собраться с мыслями и перестать нервничать

GQ
«Я сгорала со стыда»: актриса Шанель Хэйес похудела на 60 кг «Я сгорала со стыда»: актриса Шанель Хэйес похудела на 60 кг

Шанель Хэйес (Chanelle Hayes) поделилась откровениями о проблемах с лишним весом

Cosmopolitan
Древнейшим останкам из Фофановского могильника в Забайкалье оказалось 8000 лет Древнейшим останкам из Фофановского могильника в Забайкалье оказалось 8000 лет

Исследователи провели радиоуглеродный анализ находок, сделанных на Селенге

N+1
Сколько зарабатывали русские художники Сколько зарабатывали русские художники

Что можно было купить на гонорар за выдающиеся картины?

Arzamas
Открыто соединение, способное «включаться» под действием лазера Открыто соединение, способное «включаться» под действием лазера

Созданный фосфонат позволит точнее и безопаснее воздействовать на организм

Популярная механика
Тише! Вы же в библиотеке! Тише! Вы же в библиотеке!

Наталья Османн рассказывает о том, почему важно читать классику

Elle
Я чувствовала себя как в клетке Я чувствовала себя как в клетке

История о том, как воля к победе творит чудеса

ПУСК
Колики или нет? Колики или нет?

Как быстро снять дискомфорт в животике малыша?

Лиза
Купе на двоих Купе на двоих

Сейди Хаарла, рассказала о любви к поездам, одиночестве и русском языке

Grazia
«В магазин должны идти не за пивом, а к тебе»: предприниматель открывает пивные магазины для других «В магазин должны идти не за пивом, а к тебе»: предприниматель открывает пивные магазины для других

Аракелян начал с торговли в ларьках в 90-е, а сейчас открывает пивные магазины

VC.RU
Десятки японских кораблей времён Второй мировой войны поднялись со дна моря Десятки японских кораблей времён Второй мировой войны поднялись со дна моря

Две дюжины кораблей поднялись со дна океана после подземных толчков

National Geographic
Вы и убили-с: случай Кристи Вы и убили-с: случай Кристи

Галина Ельшевская рассказывает о классических детективных романах

Полка
Алексей Меркулов, Animaccord: «У нас с самого начала не было стратегии продавать контент» Алексей Меркулов, Animaccord: «У нас с самого начала не было стратегии продавать контент»

Коммерческий директор Animaccord — о популярности сериала «Маша и Медведь»

Эксперт
Зима близко: руководство по тренировкам в холодную погоду Зима близко: руководство по тренировкам в холодную погоду

Занятия в холодное время года дают особые преимущества

Men’s Health
Мусульмане, горожане и жители крайнего севера: зачем ориентировать бизнес на метарегионы Мусульмане, горожане и жители крайнего севера: зачем ориентировать бизнес на метарегионы

Ориентация на метарегионы может дать больше, чем ориентация на страны

Inc.
Мальчик нашел гигантский зуб мастодонта возрастом 12 000 лет Мальчик нашел гигантский зуб мастодонта возрастом 12 000 лет

Шестилетний мальчик сделал открытие, гуляя со своей семьей в заповеднике

National Geographic
Между Танзанией и Казахстаном Между Танзанией и Казахстаном

Компания Reckitt впервые включила в свое гендерное исследование Россию

РБК
13 вопросов об открытии Америки 13 вопросов об открытии Америки

Рассказываем все об открытии Америки

Arzamas
Сильная & смелая Сильная & смелая

Столкнувшись с насилием, важно найти в себе силы вернуться к достойной жизни

Домашний Очаг
Битва при Павии. Бой времён Битва при Павии. Бой времён

Историки называют битву при Павии последней баталией Средних веков

Дилетант
Ivan Is Back Ivan Is Back

Алексей Чадов — сценарист, режиссер и актер в фильме «Своя война»

OK!
Открыть в приложении