Полина
Художница Полина Осипова переехала в Петербург из Чебоксар — города в Чувашии на берегу реки Волги — и стала мировым амбассадором своей национальной культуры. Ее жемчужные корсеты и головные уборы, сложные вышивки, украшения из монет и полудрагоценных камней отсылают к народному чувашскому костюму и фольклору. Их декоративность и сторителлинг — Полина делает броши из архивных фотографий своей семьи, расшивая их, заливая гипоксидной смолой или превращая в бабочек, — обратили на себя внимание фэшн-гигантов и галеристов всего мира: для Gucci она делает инста-маски, для Swarovski — арт-съемки, а в прошлом октябре в Лондоне прошла ее первая персональная выставка.
Поговорить с Полиной Осиповой мы попросили нашу музу Ренату Литвинову — для кинодивы и режиссера Полина делает авторские украшения, а еще они замыслили совместный проект, о котором говорят только красноречивыми намеками. И, как обычно, получилось не интервью, а пьеса.
Акт I
Кафе на Патриарших. Входит Рената. Только что с выставки Врубеля в Новой Третьяковке, которую для нее открыли в выходной день музея (мы страшно завидуем).
Рената: О, кстати, вот это да. Я что вспомнила! Я была примерно вашего возраста, Полина, и меня Кончаловский просил написать сценарий о Врубеле. Меня заслали в архивы — и я там читала его эти записочки, рисунки изучала какие-то, эскизы его безумные. Могла даже украсть их, представляете. И сдержалась! В конце, в самом конце Михаил Александрович себя очень наказывал. Совсем не ел, ходил на четвереньках целый день по комнате, до полного изнеможения. Очень верующий был. И еще Врубель был один из первых художников, который выступал в роли модельера. По его эскизам шились платья для его жены, Надежды Ивановны Забелы-Врубель, оперной певицы. И Врубель ее наряжал перед выходом на сцену и еще делал ей грим.
Полина: А вы были в Петербурге на кладбище, где Врубель похоронен и жена его?
Рената: Пока еще не была.
Полина: А хотите, я вас свожу?
Рената: Ну надо же, как нас объединяют некоторые темы, и эта тоже…
Полина: Там такое странное надгробие, которое совершенно Врубелю не подходит. Такое конструктивистское — просто гигантская бетонная серая плита. И похоронены они где-то на отшибе.
Рената: Почему на отшибе?
Полина: Я не знаю, это очень странное кладбище. Не то, где снимался «Брат», а Новодевичье кладбище на Московском проспекте. Оно дореволюционное: древние склепы, в готическом стиле. И люди носят Врубелю розы, много роз, и кладут их на это конструктивисткое надгробие.
Рената: У нас будет план туда поехать.
Полина: Я когда только переехала в Петербург, сразу пошла на могилу к Врубелю. Рената, а вы были в Киеве, во Владимирском соборе? Где Врубель орнаменты расписывал: гирлянды ландышей, золотые сосновые шишки, срезанные лилии…
Рената: В Киеве в детстве я была. Сейчас как же в Киев поедешь? Хотя мы ездили в Одессу, на похороны Киры Георгиевны Муратовой. Думали, нас не пустят. Но нас пустили, и вообще не было никаких, никаких вопросов к нам. 2018 год, лето — там же еще тогда не летали самолеты из России. И мы ехали на похороны через две страны. Через Турцию, я помню. И были все к нам очень добры.
Полина: У Врубеля ведь Киевский период был (1884–1889. — Прим. ред.). «Девочка на фоне персидского ковра». «Христос», икона легендарная. И в Киеве как раз образ демона у него родился. А что у вас любимое у Врубеля?
Рената: Как ни странно, его рисунки карандашные – такие очень современные. Ну и, конечно, его драгоценные полотна. Причем Врубель, знаете, художник, который творил в режиме «аппликация». Ему никогда не хватало пространства листа. Вот у него лист, а к нему пришит еще листочек, к этому листочку еще листочек, еще вот оторочечка, еще лоскуток. На самом деле Врубель прямо какой-то коллажист был. Этим он мне крайне близок. Врубель скончался в 1910 году, и он как будто предугадал, предувидел многое. Совершенно гениальный был. У него этот портал был открыт.
Полина: А вы дописали тот свой сценарий?
Рената: Не довелось. Господи, мы совсем не про мир говорим. Но красота – это и есть мир. Любовь – это и есть мир. А интерес к кладбищам – это и есть интерес к жизни. Вот ты пришла на кладбище, и ты видишь последнюю точку этого человека. Посещать могилы страшно поучительно. Ты отыгрываешь назад эту пленку…