Итс Фанни!
Любимый писатель страны Евгений Водолазкин перед выходом его нового романа «Брисбен» обсудил с актрисой и режиссером Фанни Ардан, может ли русская литература сейчас что-то предложить миру. Спойлер: конечно, да!
Евгений: У нас с вами была замечательная беседа на Парижском книжном салоне. Мне подумалось тогда, что писатели и актеры очень похожи: и те и другие кого-то играют, а в основе этой игры лежит попытка прожить чужую жизнь.
Фанни: Правда? Мне кажется, наоборот. Писатель всегда рассказывает одну историю, транслирует через свои книги единое мировоззрение, которое проходит лейтмотивом через все его произведения. Если это великий автор, он не хочет развлекать, а одержим идеей. Например, Пруст, Пушкин, Достоевский или Флобер. Актер, напротив, входит в чужие истории. При этом не рационально, а с точки зрения чувства: настоящего и подлинного. Я глубоко восхищаюсь литераторами, но моя страсть — лицедейство. Приходится выбирать.
Евгений: Позволю себе рассказать анекдот. Есть шутка о французской миллионерше, которая захотела переспать с Иваном Грозным. Ей говорили, что это невозможно, но она не верила. По счастью, в Париже тогда выступал МХАТ, и ее секретарю удалось найти актера, который согласился сыграть Ивана Грозного. Миллионерша была в восторге после этой ночи. Через какое-то время ей захотелось переспать с Петром I. Тот же актер выступил еще убедительнее. Тогда проницательная женщина призналась, что сразу все поняла. Теперь она хотела бы провести ночь с самим артистом, но — тот отказался, сказав: «Я вообще-то импотент». Миллионерша поинтересовалась, как же он так прекрасно сыграл Петра I и Ивана Грозного. Актер ответил: «По системе Станиславского!» А вопрос у меня при этом очень серьезный. Актеры — особые люди, которые способны перевоплощаться. Но могут ли они сыграть для себя самих другую, лучшую судьбу?
Фанни: Очень забавная история! Что касается вопроса, то, наверное, твоя «запасная» и более счастливая судьба — это как раз то, что ты создаешь в кино и театре.
Евгений: А я заметил странную закономерность про писателей. Чем больше в них дурного, тем светлее иногда их романы, словно лучшее они отдают литературе.