Игорь Измайлов
Ученый-астроном Пулковской обсерватории заведует одним из самых больших телескопов в Европе, а недавно сделал открытие, которое может изменить саму науку о звездах и планетах.
Вы руководите одним из самых больших телескопов в Европе.
Это, конечно, громко сказано. Телескопы делятся на два типа: рефлекторы и рефракторы. Рефлекторы используют для получения света зеркала, а рефрактор — это такая большая подзорная труба. Так вот, у нас в обсерватории как раз и находится одна из самых крупных труб в Европе. У него потрясающая история. Телескоп сделали в 1930-е годы в Германии для римской обсерватории, такой своеобразный подарок Гитлера Муссолини. Всю Вторую мировую войну он пролежал в ящиках. Потом Советский союз получил его в качестве репарации, а впервые телескоп использовали по назначению, то есть, как говорят астрономы, он увидел первый свет, 19 апреля 1956 года, и с тех пор он без перерывов работает практически каждую ясную ночь. Сейчас он стоит в отдельном павильоне под названием «башня-рефрактор», которую построили в 1957 году по образцу утраченной башни 1885 года постройки.
Но технологии имеют свойство устаревать. И вы написали программу, которая позволяет адекватно управлять этим телескопом, в 2020 году. В чем ее суть?
Телескоп изначально был довольно передовым — его можно было перемещать и регулировать с помощью специальных двигателей. Но это все равно довольно энергозатратно. В результате, подключили двигатели к кнопкам, кнопки — к компьютеру, а для компьютера я как раз и написал специальную программу, которая направляет телескоп в нужную точку неба и записывает все наблюдения в автоматическом режиме. С помощью этого телескопа орбиты небесных светил определяются с самой высокой точностью в мире. Потому что наблюдения проходят по неизменной методике уже свыше полувека.