Что делать, если к вам летят птеродактили? Ника Белоцерковская
Под видом интервьюера отправили психотерапевта Андрея Курпатова к Нике Белоцерковской — нашему издателю, автору кулинарных бестселлеров, основательнице гастрономической школы, другу фонда «Ночлежка», фотографу с 680 тысячами подписчиков в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), самой остроумной пифии современности — и довольны!

Ника, взять интервью у друга, которого любишь и к которому относишься с большой нежностью, — задание не из простых. Но мы познакомились благодаря «Собака.ru», поэтому спрошу сразу: как появился этот безумный экзот на наших топких берегах?
«Собака.ru», как и все в городе Санкт-Петербурге, возникла от злоупотребления алкогольными напитками. Тогда я еще активно употребляла, и, помню, мы страшно напились: я, Белкин и Борисов. Анатолий Павлович — легендарный художник, Миша Борисов — культовый журналист. И между нами случился момент, не побоюсь этого слова, духовного единения. Было решено: пусть мы все такие разные, но нам дико интересно друг с другом. А раз у нас такая невероятная синергия, надо срочно объединиться в едином порыве. И я сказала: «А давайте сделаем журнал!»

Чем вы занимались в 1999 году?
У меня было крупнейшее агентство по региональным продажам рекламы на ОРТ — так назывался тогда Первый канал. Это было очень смешно, потому что изначально тираж журнала был микроскопический, но все свободное время Первого и других региональных телеканалов я забивала рекламой «Собаки». Журнал «Собака.ru» знали все, но никто его не видел.
К тому моменту, когда ОРТ у нас забрали, бренд «Собака.ru» уже был сформирован. Миша Борисов не выдержал и с нами распрощался. Белкин остался, но через несколько лет тоже решил, что медиабизнес — это бесперспективно, и предложил мне купить его долю, о чем, я думаю, до сих пор страшно жалеет. Потому что тогда это стоило копейки, совершенно несравнимо с тем, сколько сейчас стоят и журнал, и бренд «Собака.ru».
Как придумали уникальную концепцию журнала — человеческую, городскую, модную, но, скорее, антиглянцевую?
Очень не хотелось походить на глянцевую прессу — в то время был самый ее расцвет. И потом, мы же из Петербурга, а Петербург и глянец — понятия несовместимые: надо было делать что-то свое, ниша «культурного города» была не занята, а редакция у нас все-таки собралась интеллектуальная. Герои журнала были самые разные, в глянце такой замес вообще невозможно представить до сих пор, — «Собака.ru» давали интервью и богема, и интеллигенция, и светские, и андеграундные, и серьезный бизнес, и городские фрики. Даже модные фотосессии мы снимали не с моделями, а со знаковыми петербургскими персонажами — тогда так вообще никто не делал. И традицию невообразимого микса героев и фэшн-съемок без моделей, но с замечательными людьми редакция поддерживает до сих пор.
И я бесконечно благодарна Белкину, что он привлек Льва Яковлевича Лурье, который придумал «Квартальный надзиратель» — архитектурно-историческое приложение к «Собака.ru». Читатели собирали этот гид по кварталам Петербурга в коллекцию. Думаю, надо издать все выпуски книжкой. Как и все … (выдающиеся. — Прим. ред.) модные съемки, которые мы сделали за двадцать лет и за которые нам писали письма с миллионом спасибо и герои, и головные офисы фэшн-брендов: Рената Литвинова с осьминогом на голове, Аглая Тарасова и Саша Гудков в колготках и в кружеве, красотка Юлия Матвиенко блуждает по заброшенным зданиям советского модернизма.
Через пять лет после того, как мы запустились, серьезное маркетинговое агентство сделало исследование, и мы совершенно обалдели: главным брендом Петербурга оказался журнал «Собака.ru», а на втором месте — пиво «Балтика».
«Собака.ru» открывается во множестве городов России. Сейчас уже 21 город, правильно? И вроде бы чисто питерский журнал…
Мы придумали формат глокал — абсолютно актуальный для любого города. И по сути, считаю, опередили с этим глокалом время. Редакция — и в журнале, и на сайте — пишет о глобальных явлениях на примере локальных событий и персонажей — экология, урбанистика, рэп, новые движения в моде и в гастрономии. Главный редактор Янка Милорадовская и ее команда очень хорошо считывают самое главное и актуальное. А во всех городах России к «федеральному» контенту, который делает наша команда в Петербурге, добавляются полосы с локальными персонажами и событиями.
Об этом и главная премия «Собака.ru» — «ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга»?
Да, «ТОП 50» возникла абсолютно естественным образом, потому что в городе Петербурге не было ни одной приличной премии. То есть вообще не было никаких премий, называющих людей, которые действительно являются знаковыми для Петербурга и заслужили, наверное, чтобы об их достижениях знали. В этом году мы отменили голосование за номинантов премии — навсегда. Теперь среди лауреатов больше никто ни с кем не соревнуется и «ТОП 50» — это праздник без веселых стартов!
Мы с вами были на последнем вручении премии — в «Севкабеле». Там творилось что-то невообразимое!
По данным счетчика на металлоискателе, на нецеремонию «ТОП 50» пришло 1800 человек!
Какое на вас произвела впечатление публика?
Помните, мы обсуждали, чем отличается Москва от Петербурга? В Москве, если вы идете на тусовку композиторов, там будут композиторы и спонсоры. Если вы идете на тусовку художников — будут художники. Если идете на какую-нибудь благотворительную тусовку, ждите встречи с женщинами в тридцати каратах. А в Петербурге на «ТОП 50» — невероятное разнообразие видов: известные фотографы, дизайнеры писатели, художники, бизнесмены, андеграундные поэты, рэперы, актриса Аглая Тарасова с бабушкой и дедушкой, директор Кировского завода, артистка Кошкина и очень нарядная молодежь будто только с Burning Man.
Кстати, это невообразимая редкость, что петербуржцы куда-то приходят нарядными — даже Филармонии и Мариинскому везет меньше, чем «ТОП 50». Петербуржцы, спасибо!

Когда я еще работал в «Красном квадрате» (этот медиахолдинг производит телевизионный контент — в том числе для Первого канала. — Прим. ред.), я знал вас как лицо петербургской богемы, светскую львицу, владелицу легендарной «Собака.ru». И тут вдруг мне говорят, что, если делать кулинарное шоу для Первого канала, только с вами. А дальше…