Борис Семенов
Народный художник СССР, ребенок блокадного Ленинграда, в память о маме и всех женщинах, прошедших войну, в 1980-х создал статую, которую Петербург знает как Венеру Коломенскую: богиня навидалась от вандалов, но благодаря добрососедству Коломны отправилась на реставрацию и скоро вернется на Дровяной.
Где вас застала Великая Отечественная война?
В Ленинграде. Я был ребенком, но кое-что помню о блокаде: как танки шли на фронт, как дедушка мечтал сделать мне подарок — достать кусочек хлеба. В 1943-м эвакуировались в Астраханскую область, в Капустин Яр. Когда ехали в поезде, началась бомбежка, мама накрыла меня собой. Мама есть мама: жертвовала всем, чтобы сохранить сыночка.
Какой была Ольга Александровна?
Мама прошла блокаду. Она была скромным человеком, никогда не ругалась, не имела роскошных нарядов, но имела страсть к труду — всю жизнь проработала маляром-штукатуром. Умерла 4 ноября 1987 года. Спустя время нашел ее трудовую книжку... и знаете, я раньше никогда таких не видел: каждый месяц ее имя на доске почета.
История с Венерой Коломенской — просто детектив. Расскажите, как все было!
После смерти матери я решил воздвигнуть ей памятник. Нашел в Эрмитаже самую красивую женскую скульптуру — Венеру Милосскую — и нарисовал по ней свой эскиз. Профессионально скульптурой я никогда не занимался — и за помощью в формовке обратился к друзьям и хорошим мастерам Виктору Зайко и Константину Бобкову. Мы сделали три копии: одну установили на могиле мамы на Южном кладбище, вторую — во дворе моего дома на Почтамтской улице, 11, а третью — в сквере на Дровяном переулке, недалеко от моей мастерской. «Третья сестра» вначале была обнаженная — ей постоянно ломали руки и ноги. Я решил спасти ее от вандализма — и прямо на месте облачил скульптуру в платье. На протяжении 30 лет оберегал памятник, поправляя статуе лицо пластилином. Оказывается, местные жители не знали, кто автор Венеры Коломенской, но в 2021-м участники добрососедства Коломны нашли меня и рассказали, что Комитет по благоустройству Петербурга хотел снести местную достопримечательность, мою скульптуру, из-за жалобы одного из горожан на портале «Наш Санкт-Петербург». Тогда они не просто спасли ее от сноса, но и решили восстановить. Я обрадовался, когда узнал, что памятник не только доставляет людям радость, но и объединяет жителей района. Вскоре нашли мастера Александра Кузнецова-Сергеева, который на добровольных началах согласился вернуть статуе прежний облик. После исследования он заключил: работа сложная, композиция трижды некорректно восстановлена, а еще на ней не менее шести слоев краски. Ребята обещают вернуть Венеру на Дровяной в начале весны этого года.