Ася Волошина
Пьесы самого яркого драматурга новой школы ставят театры от БДТ до МХТ, а Юрий Бутусов даже открыл в Театре Ленсовета посвященную ее творчеству лабораторию. В издательстве «Сеанс» вышла книга Аси «Гибнет хор».
Я знаю, какая реплика из всех написанных мной лучшая. Или не так. Давайте заново. Начнем так: хотите, расшарю здесь свою лучшую реплику? Она из пьесы «Дания тюрьма»: «Отнимая волю, отнимают волю. И наоборот: отнимая волю, отнимают волю. Что бы это ни значило».
Считаю, это формула, к которой можно многое свести. Собственно, о воле я всегда и пишу. Не о любви, не об искусстве, не о назначении художника или ответственности и бессилии интеллектуала, как может показаться. И даже не о непреодолимом одиночестве. Хотя и обо всем этом тоже. Но так или иначе все устремляется к воле. В обоих значениях. В значении «свобода» и в значении «дерзновение». И эти два явления связаны между собой, как ничто иное.
По сути, все претензии к власти, к властям, к любому давлению, внешнему насилию, репрессивным аппаратам, механизмам метафизически относятся к тому, что без свободы нет дерзновения. А без дерзновения — свободы. А дерзновение — это самое важное. И свобода — это самое важное. «Отнимая волю, отнимают волю». И наоборот.
Есть такое понятие «прецессия моделей». Это очень просто. Вроде бы каждый проживает свою жизнь. Но в ней все настолько смоделировано! От детского сада до замужества, от выпускного до выпускного детей. Настолько ограниченный набор модулей! (Они же — ожидания этого мира по отношению к нам.) Банальней банального, да. Кому-то, может быть, в этой сетке и удобно. Но, по-моему, хоть это и непреодолимо, возможность пытаться преодолевать — важна. И возможность осознания этой возможности. Выстраивать собственные траектории, собственную драматургию жизни. Чертить резко. Изобретать и переизобретать