Арам Мнацаканов, Артём Дзюба
Ресторатор Арам Мнацаканов — юбиляр: в 2021 году двадцать лет его Probka Family. И имя этой семьи — легион! Сотрудники, соратники, гости: Арам Михайлович, мы выросли в ваших ресторанах! В своей бесчисленной сборной по любви к еде и вину Арам лично играет в связке с каждым: Артема Дзюбу он вывел из McDonald's и взял форварда «Зенита» в команду «Пробки» на правах бессрочной аренды. В сверхэксклюзивном (и сверхрезультативном!) материале «Собака.ru» Мнацаканов и Дзюба разыграли блестящую комбинацию: Тед Лассо и бакинские баклажаны, Дибала и тирамису — поговорили, кажется, обо всем.
Партия азартных
Арам Мнацаканов: На правах хозяина и тамады хочу рассказать, почему мы собрались именно с Артемом. «Пробка» уже 20 лет кормит людей, и самые родные из них, конечно, питерцы. Делать что-то для Петербурга, дарить его жителям радость — счастье. Артем, забивая за «Зенит», тоже делает питерцев счастливыми. А остальных всех — несчастными. (Все смеются.)
Ксения Гощицкая: Последнее — очень петербургское качество.
Артем Дзюба: Вжился! Прижился!
Арам: Мы с Артемом стараемся, чтобы, когда говорили о России и о Петербурге в частности, у людей появлялась счастливая улыбка. Кроме того, задача была найти человека с самоиронией. Я очень самоироничный человек, и Артем — единственный, кто меня в этом переплюнул: он смеется над собой совершенно искренне. Признавать свои ошибки, быть настоящими, говорить от сердца — это про Артема, про меня, про «Пробку». Поэтому мы и собрались вместе — поболтать о том, что любим, как живем.
Ксения: Арам Михайлович, да вы лучший интервьюер на свете!
Арам: Для начала хочу спросить: многие известные люди в какой-то момент мечтают открыть свой бар или ресторанчик, у тебя такие мысли закрадывались?
Артем: Если честно — да, мне часто предлагают. Но все истории, которые я слышал от футболистов об их ресторанах, заканчивались плачевно. Нужна огромная команда, ты лично должен за всем следить, иначе будет крах.
Арам: С другой стороны, ты же принимаешь дома гостей: считай, твой собственный ресторан уже существует.
Артем: Такое бывает, но там за все отвечает супруга. Я очень привередлив в еде, найти что-то и полюбить мне сложно. Это раньше я ел в McDonald's, а когда я попробовал бургер в «Пробке» — это был взрыв! Все остальное для меня просто исчезло. Каждый обязан прийти и его попробовать! Футболистов, знакомых — я всех везу, чтобы все убедились в этом лично.
Арам: Погоди. Понимаю, что у вас Кристина отвечает за прием гостей, но дам тебе совет старшего друга. Давай ты один раз приготовишь ужин для жены: я научу, как сделать так, чтобы она сошла с ума.
Артем: Согласен, давай! Хоть в этом плане я и рукожоп, но хочу попробовать.
Арам: Какой бы ты ни был рукожоп, у меня есть лайфхаки. Нарежь хорошую парму, возьми хорошей черной икры. Заворачиваешь ее в парму — это даже готовить не надо — и все, залог успеха совершенно полный! А если еще налить вина!.. Понимаю, что мы не говорим об алкоголе, хотя уверен — спортсмены тоже иногда пьют хорошее вино. Его даже подводникам дают!
Артем: К алкоголю я да, равнодушен, зато страшный сладкоежка. Но когда был карантин, вино я попробовал. Скажем так — приход мне нравится. Слышал, когда ты в жизни любишь смеяться, то, выпивая, грустишь. Это, видимо, не про меня: становлюсь еще веселее, все такое радужное! Хотя, наверное, выбрать хорошее вино очень трудно: это надо себе прививать.
Арам: Я тебе помогу.
Артем: Спиться? (Смеется.)
Арам: Конечно! Если серьезно, я пью хорошее вино всю свою жизнь и в свои почти шестьдесят выгляжу, по-моему, вроде неплохо.
Артем: Я больше скажу — на теннисном корте Арам Михайлович загоняет любого! Нам доводилось пару раз играть вместе, и я прозвал его Надалем — за нереальную работоспособность. Когда шел первый раз, думал: ну, сейчас хлопну — я здоровый, быстрый. Легко обыгрываю даже завсегдатаев кортов — казалось, для меня это будет просто прогулка. Мы полтора часа играем, я уже весь в мыле и думаю — что это вообще было? Столько бегать, как Арам, доставать такие мячи — да с ним одно мучение!
Анастасия Павленкова: Кто в итоге побеждает чаще?
Артем: Я, но еле-еле и всегда с трудом. Каждый раз кажется, сейчас прямо разорву — и ничего подобного. Стараться приходится максимально! Мы всегда на что-то спорим, и Арам Михайлович балует меня десертами, когда проигрывает.
Арам: Иногда проиграть — все равно что выиграть. Удовольствие от игры, настроение, с которым уходишь с корта! Для нас это не формальная встреча, где приходится мучаться, а то и поддаваться.
Артем: Поддаваться?! Это вообще невозможно!
Арам: Да, такую жажду победы, как у каждого из нас, еще поискать! Когда до самого последнего мяча люди будут делать все, чтобы выиграть.
Ксения: Азарт, друзья, это ваше!
Артем: Азарт, да. А еще мы оба любим посмеяться, похохмить, друг друга подколоть. Оба неуступчивые, победу приходится выжимать чисто на характере — преодолевать себя приходится каждому.
Арам: Тёма, а вот если вспомнить время, когда ты был помладше — какую еду ты любил в детстве? Мой рацион, например, за годы очень поменялся.
Артем: У меня поменялся точно! Конечно, есть то, что навсегда — жареная картошечка, скажем. Но я открыл для себя какие-то капусты, карпаччо. Раньше, если кто-то брал при мне что-то сырое, я на весь стол его унижал — как можно это есть? Позор! А однажды Арам что-то такое привез из своей поездки, дал попробовать — а я б никогда в жизни иначе к этому не притронулся... и вдруг понимаю — это же очень вкусно!
Арам: Конечно, потому что между нами есть большое доверие. Потому что Артем, знает: если я что-то выношу на стол — надо попробовать.
Анастасия: Арам Михайлович, да об этом знает весь мир.
Артем: Да, если Арам что-то предлагает попробовать, мне всегда интересно.
Арам: Конечно, к тому же ты наполовину армянин.
Артем: Да, в душе я Дзюбанян!
Арам: Даже на поле это видно! Некоторые голы, которые он забивает, не поддаются логическому объяснению. Чисто армянский гол: забил — и все!
Все вкусы из детства
Ксения: Давайте немного отмотаем разговор к детству.
Арам: Скажи, где оно у тебя прошло?
Артем: Сначала — на Украине, папа родом из города Лобны Полтавской области. Сразу вспомнились драники, раки. Это сейчас столько десертов, что дети могут воротить нос, а раньше главным деликатесом был хлеб — черный или белый, масло и сверху посыпать сахаром. Вот это был праздник! Мне дали три кусочка, и я ходил счастливым до вечера. А другая половина детства прошла в Чувашии, в городе Цивильск рядом с Чебоксарами. Там были пироги и вареники с картошкой и много-много молока. Почему-то сейчас врачи говорят, что оно плохо усваивается, а я пил его литрами. Заглянешь домой, напьешься молока и уходишь на улицу играть дальше.
Анастасия: Арам Михайлович, а у вас?
Арам: Я вырос на берегу Каспийского моря в Баку. У нас всегда стояла литровая банка из-под варенья наполовину с икрой — паюсной или еще какой. И это не воспринималось как чудо. Самым любимым детским блюдом, которое я сам и готовил, были баклажаны. Мама, папа на работе. Возьму эти баклажаны, плюс помидорчики, немножко масла, лучок-чесночок, сооружаю эдакое рагу и ем, макая туда хлеб.