Очерк о доме художника Дмитрия Гутова.

СНОБКультура

Интерьер

Зарисовки из южной долины

О том, что для него идеальный дом, рассказал художник Дмитрий Гутов.

Текст – Сергей Николаевич
Фотографии – Михаил Лоскутов

Я запомнил имя художника Гутова, когда впервые побывал на его выставке «Дилетантизм в искусстве» в галерее Марата Гельмана. Что-то в этой скромной, но вполне доброкачественной живописи, честно написанной «с натуры», откровенно сопротивлялось обычным постмодернистским разборам. Зрители недоумевали, разглядывая реалистическую весеннюю распутицу в Кузьминках или портрет собачки Пушка рядом с лужей. Такое чувство было, будто попал на выставку из запасников Третьяковской галереи. Идея заключалась в том, что никакой концептуальной идеи не было. Художник с острой бородкой весело посверкивал стеклами очков в модной оправе, и по его румяному лицу было видно, что он доволен произведенным эффектом.

Прошли годы, и наши пути с Гутовым снова пересеклись. На этот раз декорациями служили не его работы, а картины Брейгеля и Тинторетто. Вместе с другими участниками ярмарки современного искусства в Вене viennacontemporary я оказался на экскурсии в Историческом венском музее, где гидом был Дмитрий. Он вел нас по залам, тонко выбирая произведения, которые выстраивались в некий законченный искусствоведческий сюжет, дававший максимально полное представление об одном из самых великих художественных собраний в мире. Тогда-то я узнал, что Гутов еще превосходный лектор и профессиональный музейный экскурсовод. Со времени нашей первой встречи он почти не изменился. Был так же подтянут, энергичен, весел, а его оранжевая курточка, по колеру напоминающая цвет униформы работников дорожного строительства, подчеркивала свежий цвет лица человека, который много времени проводит вдали от «шума городского».

Выяснилось, что Гутов действительно давно стал подмосковным жителем. Несколько лет тому назад он приобрел дом в поселке Южная Долина, что в девяти километрах от МКАД, и там устроил себе мастерскую. Выбирается он теперь в столицу крайне редко, если только по неотложным делам. Мне захотелось взглянуть, как живут актуальные художники, и Гутов любезно согласился принять меня вместе с фотографом Михаилом Лоскутовым. Приезжаем. Сонная тишина, ряд аккуратных таунхаусов, коттеджей и малоэтажных домов. Идиллическая роща, темнеющая вдали. Похоже на пригород мегаполиса где-нибудь в Северной Европе. Лаконично, стильно, функционально. Пять минут до ближайшего гастронома, три – до последней резиденции вождя мирового пролетариата Горки Ленинские. Туда Гутов зимой регулярно наведывается на лыжах, благо в знаменитый парк пускают беспрепятственно.

Безусловное достоинство архитектурного проекта застройщика компании RDI – уважение приватности соседей. Дома не заглядывают друг другу в окна, а располагаются на вполне пристойном расстоянии, сохраняя надменную европейскую экстерриториальность. Когда Гутов сюда приехал, тут вообще никого не было. Он, конечно, побаивался новорусской публики с ее шашлыками и «шансоном». Но, к счастью, эти граждане по-прежнему предпочитают Рублевку и Новую Ригу. Для них тут слишком скромно и социально чужеродно. Основной контингент местных жителей составляет средний класс на «тойотах» и «вольвах», исправно выплачивающий свою ипотеку и стремящийся вывезти семью за черту города. Тем более, говорят, ближайшие школы вполне неплохие, да и круг общения складывается симпатичный. Гутов даже иногда читает своим соседям лекции по искусству, а случается, что приглашает на свои выставки.

Присутствие в Долине художника с мировым именем выдает несколько огромных валунов, концептуально расставленных по всему участку. На мой вопрос «Зачем они вам?» Дмитрий ответил с обезоруживающим простодушием: «На них приятно смотреть». К тому же они напоминают ему японский сад камней. А все японское Гутов обожает. Он и дом свой сделал в духе какого-то одушевленного минимализма, присущего японским интерьерам: окна без занавесок, стены без картин. Только книги, диски с классической музыкой и минимум функциональной мебели без всяких художественных изысков. Получилось просто и уютно.

Кресло, облюбованное Гутовым еще в трехлетнем возрасте.
Ультрасовременная система вентиляции не отменяет этого винтажного прибора.

Это не первое его загородное жилище. Раньше у Дмитрия с женой был дом в деревне Фенино под Гжелью. Когда дети были маленькие – а у Гутовых их трое, – их надо было куда-то вывозить на лето. А больше ни для чего этот дом и не годился. «Сами понимаете, изба и люди», – печально разводит руками Гутов. Вообще, с мастерскими ему не слишком везло. Долгое время он снимал у знакомого художника комнату на Кузнецком Мосту, быстро ставшую чем-то вроде проходного двора. Не было человека, который бы, приезжая в Москву, не заглянул в мастерскую к Гутову или, проходя мимо, не зашел выпить. Дмитрий, человек воспитанный, светский, любящий принимать гостей, отказать никому не мог. Поэтому его мастерская быстро приобрела статус модного московского клуба. Впрочем, это уже было время относительного благополучия, а вот в 1990-е годы Гутов узнал, что такое настоящий жесткач. Денег не было, работы никакой, хоть в дворники иди. Интересуюсь, как же он выживал...

– Я занимался всем. Буквально всем. Например, мог дать начинающему политику консультацию, когда он собирался куда-то избираться.

– Вы про это что-то понимали?

– А там и понимать особенно не надо было. Я был уже вполне себе модный художник. Меня иногда показывали по телевизору, про меня писал «Коммерсантъ», мои картины и инсталляции выставлялись в лучших галереях Москвы. Но денег при этом никаких! Именно тогда я начал консультировать. Приходит ко мне какой-нибудь мордоворот, будущий депутат, и говорит такой приблизительно текст (Гутов понижает голос на октаву): «Слушай, мне тут надо избираться. У меня есть на рекламную кампанию триста тысяч. Хочу напечатать на них плакат, чтобы там было только мое лицо, а внизу: “Я за правду!” Как думаешь, сработает?» Я ему, конечно: «Потрясающе!» А что еще можно тут сказать? «Только сделай, Бога ради, чтобы нигде твоего лица не было. Оставь только свой слоган. И всё! Зачем терять триста тысяч? Из них заплати мне пять, а остальные потрать на благотворительность». Как ни странно, мои немудреные консультации неплохо срабатывали, а мне помогали кое-как держаться на плаву. Еще я делал дизайнерские проекты для новых русских. Убойный опыт. Никому не пожелаю. Этим ребятам было невозможно объяснить, что не надо вешать хрустальные люстры размером с потолок. Был период, когда меня взяли на должность главного художника Гостиного Двора. Любимый проект Лужкова. Они там дербанили не то миллиард, не то полмиллиарда долларов. У меня глаза вылезли из орбит, когда до меня стало доходить, о каком порядке цифр идет речь. Я же был бедным художником, у которого не всегда хватало денег на метро. За два года, что я там отслужил, у меня не было ни одной выставки, зато каждую неделю по субботам проходили совещания с мэром и его соратниками. Я оказался в центре московских дел и разборок. Помню, как после первого заседания ко мне подошел человек, который меня опекал, и очень мягко предупредил: «Дима, я знаю, что у тебя много друзей-журналистов, но если хотя бы одно слово из тех, что ты здесь услышишь, станет кому-нибудь известно,

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дина Рубина: «Наша жизнь такова: не успеешь отсмеяться, как заливаешься слезами» Дина Рубина: «Наша жизнь такова: не успеешь отсмеяться, как заливаешься слезами»

Саги Дины Рубиной знакомы и любимы миллионами читателей

Лиза
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты» Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты»

Группа GORODA стремительно ворвалась на музыкальную сцену, став ярким открытием

ЖАРА Magazine
Львинохвостые макаки, или Вандеру Львинохвостые макаки, или Вандеру

Львинохвостые макаки – очень капризные и не желающие быть фотомоделями

Знание – сила
20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни 20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни

Мультики, которые стоит посмотреть всем вне зависимости от возраста

Правила жизни
ИИ в школе: инструмент или угроза? ИИ в школе: инструмент или угроза?

Внедрение ИИ — неизбежный этап. Какова будущая роль учителя в новой системе?

Монокль
Ничего личного Ничего личного

Как защититься от хейта в Интернете

Лиза
Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП

Кто такая Мэри Уорд и как она связана с первым в мире ДТП

ТехИнсайдер
Свидание с Россией Свидание с Россией

Губернатор Ярославской области — чем заняться и где остановиться в регионе

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Как скопировать и вставить таблицу в Экселе Как скопировать и вставить таблицу в Экселе

Как скопировать таблицу в Эксель так, чтобы все осталось на своих местах

CHIP
Завтра наступит сегодня Завтра наступит сегодня

Примеряемся к автомобилям из области фантастики

Moodboard
AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения

AvtoRevizorro раскрыл схему обмана клиентов через благотворительность

РБК
Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия

Ксенонотерапия: что это за метод, безопасен ли он и насколько полезен в лечении?

Forbes
Музыка — не в нотах Музыка — не в нотах

Что мы потеряли в музыке за последние сто лет, педантично следуя нотам?

СНОБ
Защита для маленьких Защита для маленьких

Как малый и средний бизнес решает задачу обеспечения информбезопасности

Ведомости
Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе

Самка-меланистка совокупилась с пятнистым самцом в одном из национальных парков

N+1
От бобра до банкротства: 1670–2025 От бобра до банкротства: 1670–2025

История самой старой компании Северной Америки

Деньги
Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар

Проблема кибербезопасности может крыться не в хакерах, а в сотрудниках

Inc.
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техника
Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство

От сити-фермеров до агроинженеров — спектр новых профессий впечатляет

Maxim
Пинты лиха Пинты лиха

Культура Туманного Альбиона кроется в акцентах — в том числе и музыкальных

Weekend
Святая обитель Святая обитель

Остров Валаам – место притяжения паломников, историков и археологов

Отдых в России
Кардиналы визажа Кардиналы визажа

Как менялись мейкап-тенденции в ХХ–ХХI веках

Moodboard
Российский траст Российский траст

Что такое личный фонд и как он реализовывается

Деньги
Физлицом к рынку Физлицом к рынку

Розничные инвесторы нарастили вложения вдвое, предпочитая облигации акциям

Ведомости
Как ездить на велосипеде в темноте: 7 неочевидных правил Как ездить на велосипеде в темноте: 7 неочевидных правил

Как улучшить свой стиль езды на велосипеде в ночное время ?

ТехИнсайдер
Что у Intel инсайд? Что у Intel инсайд?

В надежде спасти Intel Трамп покупает пакет компании. Кажется, это жест отчаяния

Монокль
Красота Красота

Новейшие технологии, научные открытия, драгоценные ингредиенты бьюти-индустрии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Дом моей матери» Шари Франке. Эксклюзивный отрывок на Maximonline.ru «Дом моей матери» Шари Франке. Эксклюзивный отрывок на Maximonline.ru

Книга «Дом моей матери» читается как личное расследование: отрывок

Maxim
Открыть в приложении