Who is Whoosh
В начале 2022 года более 30 компаний рассматривали возможность разместить свои ценные бумаги на Московской бирже. Сейчас — декабрь, и единственным бизнесом, который не отказался от своих планов, стал сервис аренды электросамокатов Whoosh.
В конце октября стало известно, что Whoosh — российский оператор аренды самокатов — планирует до конца года выйти на IPO, разместив свои бумаги на Мосбирже. В презентации, которая оказалась в руках журналистов РБК, говорилось, что компания хочет привлечь 10 млрд рублей при собственной оценке примерно 24 млрд. Источники Reuters сообщали об еще более оптимистичных 40 млрд. 14 декабря Whoosh провел IPO — первое в России в 2022 году. Компания привлекла 2,1 млрд рублей, ее рыночная капитализация в итоге составила 20,6 млрд рублей.
Обычно компания выходит на биржу, чтобы привлечь новые инвестиции на расширение бизнеса и (или) поощрить акциями наиболее выдающихся сотрудников. Whoosh собирается поставить галочки напротив обоих пунктов. Ранее компания уже прощупала интерес инвесторов: в июне сервис успешно разместил на Мосбирже облигации и привлек 3,5 млрд рублей — на полмиллиарда больше запланированного. Агентство АКРА присвоило Whoosh рейтинг А-(RU) со стабильным прогнозом — это означает, что у компании умеренно высокий уровень кредитоспособности. Свое решение аналитики обосновали тем, что у Whoosh собственное ПО, новый парк техники и ограниченное влияние санкций.
Бум на биржу
В предыдущие два года российские компании шли на Мосбиржу буквально друг за другом. В 2020-м их было девять, в следующие 12 месяцев — еще восемь, в том числе ретейлер Fix Price и агрегатор объявлений об аренде и продаже недвижимости «Циан». Для сравнения — в 2019 году на биржу пришел только рекрутинговый HeadHunter. В прошлом декабре глава Мосбиржи Юрий Денисов говорил о том, что в 2022-м возможность провести IPO рассматривают 30–40 компаний. Самыми долгожданными из них был успешно переживший санацию банк «Открытие», уже такой родной для москвичей «ВкусВилл» и онлайн-кинотеатр Ivi.
В итоге к декабрю 2022-го на биржу не вышла ни одна российская компания. Единственным, кто осмелился предложить свои акции инвесторам, стал разработчик решений в сфере кибербезопасности Positive Technologies. Компания уже была публичной, но решила провести SPO (Secondary Public Offering), то есть продать инвесторам еще немного бумаг владельцев. В успехе этого плана мало кто сомневался — Positive стала одним из главных бенефициаров ухода западных компаний. Клиенты IBM, Cisco и ESET плавно перетекли к российскому вендору продуктов инфобеза, увеличив его выручку за первые девять месяцев 2022 года на 115% — до 7 млрд рублей. Из запланированных 3 млрд рублей компания по итогам SPO смогла привлечь только 1 млрд — сбор заявок на покупку акций начался за два дня до объявления частичной мобилизации. В таких турбулентных условиях и собранный миллиард можно считать успехом, но план тем не менее выполнен не был.