Смартфон и истории
Михаил Зыгарь, Карен Шаинян и Тимур Бекмамбетов стали номинантами премии «Сделано в России» за совместный проект «1968. Digital», рассказывающий о важнейших событиях 1968 года в инновационном формате Screen life, где действие происходит на экранах мобильных устройств
Проект «1968. Digital» – совместный продукт студии «История будущего» Михаила Зыгаря и Карена Шаиняна и кинокомпании «Базелевс» Тимура Бекмамбетова. В самопрезентации он назван «сериалом для мобильных телефонов». Создатели проекта рассказывают о событиях 1968 года – во многом судьбоносного для современной цивилизации, принесшего миру и «Красный май» на улицах Парижа, и волну протестов против войны во Вьетнаме, и движение за гражданские права, и сексуальную революцию. Однако рассказ ведется новыми инструментами, появившимися уже в эпоху смартфонов. Если речь идет о Фиделе Кастро, то его «добавит в друзья» Шарль де Голль, а Леонид Брежнев отправит электронное письмо о решении сократить программу экономической помощи. Расстрел демонстрантов в Мехико обсуждается журналисткой Орианой Фаллачи с ее коллегами в чате, а маршруты передвижений участников событий отображаются при помощи привычных мобильных приложений.
Приступая к описанию проектов «Истории будущего», я невольно оказываюсь в роли рыбы, пожелавшей стать ихтиологом. Несколько лет назад я активно собирал контент для предыдущего «исторического сериала » Михаила Зыгаря – проекта «1917». В нем факты из революционного 1917 года также излагались при помощи современных средств коммуникации. Тогда использовалась модель социальных сетей. Соответственно, высказывания участников и современников революции, адреса встреч и участие в известных событиях «упаковывались » в формат ленты условного фейсбука (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Помню я и свои ощущения от этой работы: острое желание рассказать о живых высказываниях ярких героев революционного года – от Георгия Плеханова до Павла Дыбенко, проследить и прочертить их взаимоотношения в конкретных точках времени и пространства. При минимальном интересе к прошлому такая работа захватывает. Однако ее конечный результат – то есть страничка Дзержинского или Дыбенко в соцсети 1917 года – оставляет уже несколько иное чувство. При всей остроумности формата и добросовестности работы с материалом проект скорее должен был навести на мысль, что социальная сеть – инструмент, который лишь кажется универсальным. Что способы общения, принятые сто лет назад,