Прошлое как настоящее
Искусство, как и жизнь, слабым не по плечу”. Так сказал Александр Блок и через два года возглавил Директорию Большого драматического театра. Это было сто лет назад. Блок определил театр как точку силы, точку преобразующей энергии, точку сопротивления вульгарности. Точку опоры для рычага революции. Спрашивал: “Может ли театр существовать без компромисса?” Отвечал: “Должен существовать без компромисса!” Без этого театр не театр, а торговая лавка, департамент, ресторан, место развлечения. Всё что угодно, только не театр. Так родился БДТ.
БДТ жил вместе со страной, городом, неотъемлемой частью и принадлежностью которого был и является. Исчезали люди – Константин Тверской, Алексей Дикий, – и вместе с ними исчезал БДТ, на время, чтобы снова вернуться и восстать против пошлости и бездарности в своем бескомпромиссном величии – эпоха Георгия Товстоногова».
Этот текст был написан для буклета фестиваля «Золотая маска», и мне показалось важным повторить его для журнала «Сноб» о БДТ. Важным, потому что в нем, как мне кажется, удалось сформулировать главное, что лежит в основе столетней истории нашего театра. При