Музей для двоих

Пьер Берже скончался в своем доме в Сен-Реми-де-Провансе. Он умер за месяц до открытия музея Сен-Лорана и за два месяца до своего 87-летия. Берже был болен, в последний год с трудом ходил, иногда даже садился в коляску, но никто не верил, что он умрет. Давно уже он казался вечно старым и вечно бессмертным. Ни ум, ни едкость ему не изменяли. Слушать его было одно удовольствие – и все готовились в очередной раз это удовольствие разделить. Словом, культуртрегер, бизнесмен, политик, меценат, в 1961 году основавший вместе с Ивом Сен-Лораном марку Yves Saint Laurent, просто обязан был дожить до открытия музея, который он создал в бывшем здании их общего модного Дома.
Открытие было назначено на 3 октября в Париже. В дом № 5 на авеню Марсо, где находилась мастерская Ива Сен-Лорана, уже созывали журналистов. Пьер Берже расписывал интервью – дел было много. Затем должно было последовать открытие еще одного музея – в Марракеше, где они с Сен-Лораном проводили несколько самых важных недель в году и где Сен-Лоран придумывал свои коллекции. Эти музеи стали главным проектом его жизни.
Впервые о музее Сен-Лорана я услышал от Пьера Берже во время интервью два года назад. Мы обсуждали тогда продажу его коллекции. Берже отдал на Sotheby’s огромную библиотеку, которую собирал шестьдесят пять лет, и часть вещей из музея исламского искусства, который он открыл в купленной им с Сен-Лораном мастерской Жака Мажореля в Марракеше. До этого были проданы их общая художественная коллекция, шато «Габриель» – дом в Нормандии, где они жили, – и даже «русская дача» по соседству, обставленная русской мебелью из села Талашкино, завешанная русскими картинами и фотографиями. Правда, русская семья, купившая нормандские угодья, сохранила за ним право пожизненного пользования «дачей». Ну и, конечно, была продана сама марка Yves Saint Laurent, которую новые хозяева перекроили на свой новый манер.

Мне казалось, что 86-летний Берже спешит расстаться с прошлым. С собой не унесешь, зачем ему мертвая красота, которую они копили вместе. Сен-Лорана уже не было в живых, прах его покоился в саду в Марракеше, а сам Берже заключил официальный союз со своим новым партнером, ландшафтным архитектором Мэдисоном Коксом – благо закон о браке для гомосексуалистов был как раз принят во Франции. И очень вовремя: Кокс сможет теперь возглавить Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent и довести дело до конца.