Каравайчук online: в четверг и больше никогда
На snob.ru состоялась примечательная премьера – онлайн-трансляция спектакля Саввы Савельева «Каравайчук» в государственном Эрмитаже, посвященного легендарному композитору.
Режиссер Савва Савельев открыл новый жанр. Формально его проект, созданный при поддержке Фонда Каравайчука и показанный на сайте snob.ru, больше всего напоминает вечер памяти: пришли знаменитые и не знаменитые люди и стали вспоминать. Но тут было и что-то другое: заклинание духа, магический сеанс online, коллективное вызывание любимой тени. Казалось, еще немного, и олег Николаевич каравайчук собственной персоной заскользит по дворцовому паркету мимо участников проекта. И даже что-то похожее произошло под финал действа: некто в берете и свитере, похожий на Каравайчука, быстро прошел, не глядя по сторонам. Только мы, зрители, сидевшие у своих компьютеров и айпэдов, его толком не успели разглядеть: хронометраж вечера был превышен, и по экрану в этот момент уже ползли бесконечные титры.
Как ни странно, в этих нестыковках, накладках и оговорках видится какая-то подлинная, не подгримированная жизнь души. Ее по определению нельзя срежиссировать или уложить в точный метраж. Она или есть, или нет. Свободная, как дыхание, эта жизнь возникала и в воспоминаниях самого Саввы Савельева, и в голосах прекрасных Чулпан Хаматовой и Ксении Раппопорт, озвучивших интервью Каравайчука, и в смешном рассказе Марины Нееловой, хорошо его знавшей, и в монологах людей, которые были с ним знакомы или как-то связаны по жизни. И даже прямой звонок в Одессу режиссеру Кире Георгиевне Муратовой прозвучал как эхо из какой-то другой жизни. Я вдруг поймал себя на том, что она что-то слишком долго не подходит к телефону. Вдруг ее нет дома? И это волнение ожидания – подойдет, не подойдет – тоже органично вошло в ткань спектакля. Как и рассказ милой дамы – продавца из магазина обуви, где Каравайчук много лет покупал себе кроссовки. Всегда одного и того же фасона. Она их принесла с собой и показала, как он их завязывал. И эти кроссовки на фоне музейных богатств не выглядели диссонансом, а смотрелись важным сюжетообразующим элементом, необходимым для понимания личности главного героя. Его причуд, странностей, обаяния.
Савва Савельев, автор идеи и режиссер:
«В моей жизни Олег Николаевич появился каким-то совершенно непонятным образом, как, наверное, и в жизни многих других. Вначале был звук имени – в Ленинграде-Петербурге его знали все, потом была его музыка, потом вдруг на моем горизонте возник странный человек в берете, который целеустремленно прошагал мимо, никого и ничего не замечая. И тогда возникло дикое, необъяснимое желание с ним пообщаться. Я запомнил, что это был май 2014 года. В арке Генерального штаба был устроен его большой концерт. Точнее, шли на экране видеозаписи, как он играет на знаменитом николаевском рояле. Все сидели и смотрели, полчаса, час, два часа. И сам Каравайчук сидел вместе со всеми в первом ряду. Периодически он что-то там