Дневник. Авто
Денис Орлов
Юбилеи, выставки — конкретно
Заметные новинки сезона и их скрытые смыслы.
Гиперболоид инженеров Lexus
Любую поверхность можно описать уравнением. Даже самые замысловатые изгибы представимы в виде последовательного набора точек, каждой из которых в трехмерном пространстве отведено строго заданное геометрическое место. Это живая математика: объемно-пространственное компьютерное проектирование заметно облегчило жизнь дизайнерам и конструкторам. Если у кого-то есть знакомые в автомобильной компании, уговорите сводить вас в дизайн-центр это крепко выносит мозг.
Вместе с тем из творчества исчез элемент непредсказуемости, «божественного начала». Едва мысль покидала мозг, как попадала в бесстрастные сети декартовых координат. Излишняя математичность формы... даже не знаю, как это объяснить. В общем, словно живешь с женщиной с математическим складом ума (у кого имеется такой опыт). Как там у Юлиана Семенова? «О нас, математиках, говорят как о сухарях. В любви я Эйнштейн!»
С другой стороны, в материальной культуре человек всегда стремился к порядку. Ровные линии, симметричные стороны, равномерный блеск — признаки качества. Но как быть, если вещь выверена до микрона, но при этом не цепляет? Так до недавнего времени было с автомобилями lexus. Их создатели изо всех сил бились над секретами Mercedes-Benz. И вроде даже получалось лучше, чем у Mercedes-Benz, — а покупатель оставался холоден. Помню, тестировал lexus LS предыдущего поколения в Берлине. Остановился рядом с только появившимся тогда 5-классом модели W221, поинтересовался у хозяина: «Ну, и как вам?» Немец вышел, придирчиво оглядел аналог, затем мотанул головой и молча похлопал свой 5-класс по крылу мол, остаюсь при своем. Хотя тот lexus LS был хорош.
Настала пора хлопать по крылу lexus — новейший LS 500 восхитителен! Что такого уловили его разработчики? Эта форма в той же мере подчинена компьютерному расчету, в какой и чувственна. Дизайнеры ходили в лес, подбирали причудливо свернувшиеся листья, затем оцифровывали или прямо снимали с них точные копии (есть такая технология — вакуумная формовка). Органика вдохновляла их на разработку поверхностей кузова. Плюс старинные традиции ремесленников-такуми, чего у японцев не отнять. Интерьеру нового LS присудили премию EyesOn Design за плиссированные в стиле оригами карты дверей, за вставки из стекла Кирико, за общую атмосферу «омотенаси» — японского гостеприимства.
Передняя часть LS 500 оформлена в стиле гиперболоида — трехмерной поверхности второго порядка. Сами последователи вымышленного инженера Гарина и реального инженера Шухова почему-то упорно называют такую решетку радиатора «веретеном». В культурах многих народов вращение веретена символизирует движение Вселенной, бесконечный бег времени. Математическое уравнение сведено к метафоре.