Александр Буренков
Куратор современного искусства, куратор обложек 104-го номера журнала «Сноб»
Казалось бы, что нового мы можем сказать об эмоциях и человеческих страстях, хорошо описанных еще в великих произведениях античности? Но многие из нас даже не отдают себе отчета в том, что проживают происходящий в последние 30–40 лет в социально-гуманитарной науке очередной поворот в изучении эмоций, совпавший по времени с эмоционализацией общества, развитием капитализма аффекта, общества шока по Вальтеру Беньямину, слияния публичного и приватного на всех уровнях. Перегретая до предела эмоциональная среда, влияющая даже на общение между малознакомыми людьми, — наша новая норма. Истеризация средств массовой информации приводит к тому, что любое сообщение требует эмоционального отклика, будь то навязчивая меланхолия новостной повестки, напоминающей о неотвратимости климатической катастрофы, или циничный постмодернистский энтузиазм пропаганды. Общество требует эмоционального отклика на все, но в итоге выгорает и сталкивается с атрофией чувств, объективирует и овеществляет человека.
Для оформления обложки этого номера мы обратились к трем художникам, напоминающим о том, что природа человека, тем не менее, по-прежнему непредсказуема: за фасадом расчетливого эгоиста может легко оказаться личность альтруистичная, многогранная, относящаяся ко всему в своей жизни со страстью.
Обложки номера
1. Родион Китаев
Родион Китаев смотрит на страсть как на единственный возможный способ остаться сегодня в здравом рассудке. Обращаясь к стихотворению Пушкина «Пророк», художник напоминает о предназначении любого творца, стать которым можно, лишь избавившись от пороков на сложном пути самосовершенствования. За последний год Китаев успел провести две