За последние четыре года в Израиль приехало около двадцати тысяч репатриантов из Франции – больше, чем когда бы то ни было. «Сноб» разобрался, отчего бегут французские евреи и что они находят на исторической родине.

СНОБСтиль жизни

Общество

Еврейское счастье француза

За последние четыре года в Израиль приехало около двадцати тысяч репатриантов из Франции – больше, чем когда бы то ни было. «Сноб» разобрался, отчего бегут французские евреи и что они находят на исторической родине.

Текст Диана Россоховатская

9 января 2015 года терапевт Йонатан Маруани ушел с работы раньше обычного. Домой, несмотря на расстояние в несколько кварталов, возвращался пешком: подумал, что в метро сегодня лучше не спускаться. Атмосфера в городе была тревожной: Париж еще не успел прийти в себя после расстрела редакции Charlie Hebdo, а тут новое потрясение. Маруани шагал быстро, не глядя по сторонам. Он был взволнован, но в то же время испытывал облегчение от того, что все его сомнения наконец разрешились. «Мы уезжаем», – сказал он своей жене Мириам, едва переступив порог квартиры.

Несколькими часами ранее сын малийских эмигрантов Амеди Кулибали ворвался с оружием в кошерный супермаркет Hyper Cacher у Венсенских ворот, где семья Маруани иногда покупала продукты. Четырех человек застрелил, остальных взял в заложники. В ходе штурма Кулибали был убит. Жертв этого теракта через несколько дней похоронили в Иерусалиме.

«Услышав новость о захвате магазина, я осознал, что надеяться больше не на что, дальше будет только хуже, – вспоминает Йонатан Маруани. – Нас снова убивают только потому, что мы евреи. Кто-то из моих близких мог оказаться среди заложников. Сегодня нам повезло, но что будет завтра?.. Речь Нетаньяху добавила уверенности. Он дал понять, что в Израиле нас ждут и готовы о нас позаботиться».

Четыре месяца спустя Йонатан с женой и детьми приехал в Нетанию – приморский город в центре Израиля, где оседает около тридцати пяти процентов новых репатриантов из Франции.

Франция без евреев

Выступая на траурной церемонии в Большой синагоге Парижа на третий день после теракта в Hyper Cacher, израильский премьер Биньямин Нетаньяху открыто призвал французских евреев переезжать на Святую землю. «Вы имеете право жить свободно в единственном государстве еврейского народа, в нашем общем доме – в Израиле. Каждого, кто примет решение репатриироваться, мы примем с распростертыми объятиями и открытым сердцем», – пообещал он. Уже в феврале правительство выделило дополнительные сто восемьдесят миллионов шекелей на программу экстренных мер по поддержке алии и интеграции репатриантов из Франции, Бельгии и Украины – трех стран, где евреям, по мнению израильских властей, угрожает реальная опасность.

«Заявление премьер-министра многие восприняли не просто как приглашение, но как гарантию того, что Израиль берет на себя обязательства по оказанию всяческой поддержки репатриантам», – говорит д-р Дов Маймон, старший научный сотрудник иерусалимского Института планирования политики еврейского народа. «Даже если после этого призыва евреи Франции не начали срочно паковать чемоданы, он имел важный психологический эффект, – добавляет Ави Зана, генеральный директор организации AMI, помогающей репатриантам из Франции обустроиться в Израиле. – В тот тяжелый момент людям было важно услышать, что в мире есть место, где их всегда примут».

Еврейская община Франции – крупнейшая в Европе. Она насчитывает около полумиллиона человек, из них примерно сто тысяч – ашкеназы, остальные – мизрахим, выходцы из Северной Африки (Алжира, Марокко, Туниса) и их потомки. Большинство мизрахим иммигрировали во Францию в середине прошлого века в результате обретения независимости бывшими колониями. Благодаря им в стране возродилась еврейская жизнь, почти угасшая после Второй мировой: четверть местной общины погибла во время холокоста, выжившие активно ассимилировались. В последние годы Франция лидирует в мире по количеству антисемитских инцидентов. Многие евреи ищут себе пристанище за ее пределами, что не может не вызывать у властей беспокойства. Незадолго до нападения на кошерный магазин премьер-министр Мануэль Вальс в интервью изданию The Atlantic признал угрозу «нового антисемитизма», берущего начало в «проблемных иммигрантских районах», и заявил, что массовый отъезд евреев обернется для страны крахом. «Без евреев Франция перестанет быть Францией», – сказал Вальс.

По оценкам экспертов, для значительной части еврейского населения страны переломный момент наступил 19 марта 2012 года. Утром того дня французский гражданин алжирского происхождения Мохаммед Мера открыл стрельбу во дворе еврейской школы «Сокровища Торы» в Тулузе, убив учителя и троих детей. Этот теракт заставил многих евреев впервые всерьез задуматься о своем будущем в родной Франции. Если в 2008–2012 годах в Израиль, согласно статистике министерства алии и абсорбции (израильского ведомства, отвечающего за реализацию госполитики в области репатриации), ежегодно приезжало около двух тысяч французских евреев, то в 2013 году их число выросло до 3,4 тысячи, а в 2015-м составило рекордные 7,6 тысячи человек. Для сравнения: из охваченной войной Украины в 2015 году прибыло 7,2 тысячи репатриантов, из России – 6,7 тысячи.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Теория малых дел Теория малых дел

Не слишком ли сильно стараются родители, стараясь занять ребенка?

Добрые советы
Обратная связь планеты Обратная связь планеты

Почему Арктика — самое «горячее» место на планете?

Наука и жизнь
От бобра до банкротства: 1670–2025 От бобра до банкротства: 1670–2025

История самой старой компании Северной Америки

Деньги
Завтра наступит сегодня Завтра наступит сегодня

Примеряемся к автомобилям из области фантастики

Moodboard
Святая обитель Святая обитель

Остров Валаам – место притяжения паломников, историков и археологов

Отдых в России
Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия

Ксенонотерапия: что это за метод, безопасен ли он и насколько полезен в лечении?

Forbes
Урожаи вырастут на поливе Урожаи вырастут на поливе

Что сдерживает распространение ирригационных технологий

Агроинвестор
Место встречи, а не экскурсия Место встречи, а не экскурсия

Как сделать культуру и искусство доступными и понятными для широкой аудитории?

Монокль
Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар

Проблема кибербезопасности может крыться не в хакерах, а в сотрудниках

Inc.
Как скопировать и вставить таблицу в Экселе Как скопировать и вставить таблицу в Экселе

Как скопировать таблицу в Эксель так, чтобы все осталось на своих местах

CHIP
Дональд Трамп усложнил выдачу виз для граждан всех стран, включая Россию Дональд Трамп усложнил выдачу виз для граждан всех стран, включая Россию

Дональд Трамп хочет, чтобы в США приезжали только высококвалифицированные кадры

Ведомости
Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство

От сити-фермеров до агроинженеров — спектр новых профессий впечатляет

Maxim
Скоро на экранах Скоро на экранах

Кем могли бы стать молодые актеры, если бы выбрали другую профессию?

Grazia
Тайна «пляжного тела» Тайна «пляжного тела»

«Пляжное тела»: почему оно есть у всех и в то же время не существует

VOICE
Пинты лиха Пинты лиха

Культура Туманного Альбиона кроется в акцентах — в том числе и музыкальных

Weekend
Дорогой лапши Дорогой лапши

Китайская лапша давно свернула с Великого шелкового пути

Seasons of life
Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП

Кто такая Мэри Уорд и как она связана с первым в мире ДТП

ТехИнсайдер
Культ личности Культ личности

Как повысить самооценку и изменить жизнь к лучшему

Лиза
Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты» Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты»

Группа GORODA стремительно ворвалась на музыкальную сцену, став ярким открытием

ЖАРА Magazine
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Дарвиновский музей: по пути эволюции Дарвиновский музей: по пути эволюции

О сегодняшнем дне Дарвиновского музея

Наука и жизнь
Когда спрятать — недостаточно: как работают атаки на скрытые каналы передачи информации Когда спрятать — недостаточно: как работают атаки на скрытые каналы передачи информации

Как работает цифровое сокрытие информации?

ТехИнсайдер
Красота Красота

Новейшие технологии, научные открытия, драгоценные ингредиенты бьюти-индустрии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Почему мир заговорил о белом водороде: новый источник чистой энергии Почему мир заговорил о белом водороде: новый источник чистой энергии

Белый водород — новый уникальный источник энергии?

ТехИнсайдер
Внедрение ИИ в России: «Мы движемся к точке невозврата» Внедрение ИИ в России: «Мы движемся к точке невозврата»

ИТ-эксперт о необходимых законах об ИИ и угрозах бесконтрольной цифровизации

ФедералПресс
Почему «неправильный» язык становится нормой? Почему «неправильный» язык становится нормой?

Почему пиджины — интересное лингвистическое явление?

Наука и жизнь
Недообход Хабаровска Недообход Хабаровска

Почему трасса обхода Хабаровска не привела к улучшению автодорожной ситуации

Монокль
Спящий режим и гибернация – в чем разница? Спящий режим и гибернация – в чем разница?

Чем сон ПК отличается от гибернации? Разбираем два режима экономии энергии

CHIP
Девелоперы избавляются от офисов Девелоперы избавляются от офисов

Объем офисов на продажу в Москве за год увеличился более чем на треть

Ведомости
Каждый третий сотрудник хочет работать без звонков и чатов хотя бы один день в неделю Каждый третий сотрудник хочет работать без звонков и чатов хотя бы один день в неделю

Каждый четвертый сотрудник в России устраивает себе «дни тишины»

Inc.
Открыть в приложении