Ликбез
Автор телеграм-канала «Русский шаффл» Олег Кармунин разъясняет, как «ВК» переделывает шоу-бизнес.
Главный хит прошлого сезона «Розовое вино» сломал музыкальную индустрию. Работники больших лейблов сегодня бегают с круглыми глазами и спрашивают друг у друга: «Кто такие Федук и Элджей? Кто ими занимается?» Мир российских продюсеров, которые считают, что для раскрутки достаточно купить топ айтюнса (100 000 рублей, по нашим данным), разрушился: Элджеем и Федуком никто не занимается. Даже сами рэперы не очень владеют ситуацией – например, клип на «Розовое вино» снят спустя полгода после выхода песни, что с позиции классического маркетинга – убийство. Еще одно доказательство того, что индустрия меняется, – фестиваль «Боль», ставший важным музыкальным событием московского лета. Его лайнап почти целиком состоит из исполнителей, найденных организаторами во «ВКонтакте». Фестиваль зародился как небольшой панк-концерт, а стал новым Пикником «Афиши», ежегодным смотром молодой русской музыки. В этом году там было пять сцен и пятьдесят исполнителей. Гонорары артистам – самая незначительная статья расходов, потому что музыканты-любители готовы выступить за символическую сумму.
Неужели «ВКонтакте» – это новая «Фабрика звезд»?
Даже не мечтайте. Шоу-бизнес изменился. В начале нулевых «Первый канал» купил у голландцев формат «Академии звезд» (Star Academy) и начал ежегодную штамповку артистов. Молодым людям обещали всенародную славу и денег. Тогда в это можно было поверить, ведь перед телевизорами сидела вся страна. И у страны был огромный запрос на новых артистов, потому что людям осточертело двадцать лет подряд смотреть на танцы Валерия Леонтьева в латексе. Нужны были новые имена. «Фабрика звезд» имела бешеный успех, но очень быстро стало понятно, что почти все участники телешоу растворяются в пустоте, едва перешагивают порог звездного дома.