Style
Репортаж
Они тратят на одежду больше, чем Ксения Собчак. Их аудитория шире, чем у Первого канала. Звезды доверяют им больше, чем Андрею Малахову. О ком это мы? О главных художниках по костюмам нашего кино. Читай, Россия!
Клянчить деньги, как Сарик Андреасян, рисковать, как дублер Вина Дизеля, рубить правду-матку, как Мерил Стрип на «Золотом глобусе» и мотивировать, как Мэтью Макконахи в роли волка с Уолл-стрит – это все про художников по костюмам.
Их официальный рабочий день – двенадцать часов, и это если повезет, а на деле – восемнадцать. «Переработки не оговариваются – это данность», – вздыхает заслуженный работник индустрии Татьяна Патрахальцева, придумавшая наряды для «Дуэлянта», «Сталинграда», новых «Трех мушкетеров». «Выносливость и грязеустойчивость – наши ноу-хау: не представляете, в какие болота мы залезаем, в каких лесах бродим», – усмехается Татьяна Долматовская, десять лет назад оставившая чистенькое кресло зама главреда Vogue ради того, чтобы одевать героев Германики, Хомерики и Серебренникова.
Образ персонажа – заслуга наших героинь. Хорошо, если режиссер поучаствовал: постановщик «Дуэлянта» Алексей Мизгирев, например, собирает «мудборды» ко всем своим персонажам, бесконечно поясняя, что и как. «А Балабанов на «Жмурках» устроил длительные пробы костюма и грима, долго искал образы – чтоб чуть «с перебором», как в комиксах», – вспоминает Патрахальцева. Валерия Гай Германика вообще ничего не рассказывает, если ей нравятся костюмы – то либо промолчит, либо преувеличенно захвалит: «Божественно, гениально!» А если образы покажутся Лере слишком аккуратными для ее задумок, раздастся крик: «Почему, блин, все такие красивые?!»
Но главный мудборд художника по костюмам – это реальная жизнь. Если фильм про наше время, конечно. Сериал «Школа» снимали в школе возле метро «Домодедовская». Долматовская наблюдала, как на районе живут, в каких магазинах местные берут береты со стразиками, бархатные резинки для волос и борсетки. На каждого сериального школьника она составила досье: кто воспитывал – интеллигентная бабушка или мать-проститутка; какой заработок в семье, могут ли родители купить школяру вторые ботинки или он ходит в одном и том же. «Если в сценарии есть сантехник – пойду знакомиться с сантехником в ДЭЗ, если программист – пойду выпивать с программистами». А художница по костюмам (кстати, назовете костюмером – обидите; костюмеры – чернорабочие) «Физрука» Александра Филимонова подсмотрела у первого госсекретаря США Мадлен Олбрайт безумные брошки и нацепила похожие на одну власть имущую даму.
Над историческими проектами художники работают под надзором историков, катаются по музеям. Если персонаж реальный – подробнее, чем иной сценарист, изучают жизнеописание. Почему Козловский ходит в одном и том же рубище весь «Викинг»? А чтобы показать, что князь Владимир был не из пафосных, а свой в доску вояка.
Где берут вещи? С современными сюжетами попроще. Художники смеются, что спонсоры всех сериалов и социально-бытовых драм – рынки «Садовод» и «Дубровка», где можно найти хоть черта лысого от-кутюр. Лайфхак киношников: дешевые вещи смотрятся в кадре выразительнее дорогих. «Актриса «Физрука» снималась в фейковых часах Gucci, еле уговорила ее надеть, а зрители потом разорвали инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена): «Что за часы такие, подскажите!», – подмигивает Филимонова. Реквизит на «Садоводе» закупали даже для «Селфи» – экранизации бестселлера Минаева про измученного нарзаном писателя. Но вообще-то актеры щеголяли одеяниями из ЦУМа, с которым был заключен контракт (кстати, это редкий случай бартера в кино, ведь дело невыгодное – пока фильм выйдет, в магазины придут новые коллекции). Художники молятся на сетевой магазин «свободных от цен» мутных брендов Familia, где закупают «хреновые джинсы для гастарбайтеров». Рулит и «Авито» – тут нашли «трэшевое свадебное платье 1990-х для Риты из «Физрука» и адовые пряжки для ремней ее коллеги по площадке