News
Чаевые
Саша Сутормина взялась за крупные формы и написала сагу «Вино в России» в двух частях. Первая часть перед вами, вторая — в следующем номере. Предупреждение: при прочтении отчаянно захочется выпить. Чин-чин!
Винная тусовка более сложная и запутанная, чем ресторанная. Сидя за бокалом шампанского с артизанального хозяйства (то есть крошечного, «кутюрного»: всего шестьдесят бутылок на Россию в год, и боролись за этот привоз три года) в компании экспертов, непросто держать покерфейс. От рассказов про винные погреба Ротенбергов, виноторговлю девяностых – с рынками на МКАД и разборками в лесах неподалеку – мурашки по коже. Скандалы, интриги, картельные сговоры, застарелые обиды, мертворожденная винная критика и бодрые биодинамические тренды – все это только верхний слой. Потри монеткой – и проступает такое…
Кто все эти люди, откуда они взялись, чем живут и о чем сплетничают? И почему у нас в бокалах именно это шампанское – и этот рислинг? Коротко и по делу – вводим вас в курс ситуации с винишком в городе-герое Москве. В этом и следующем выпусках – окончательно срываем покровы.
Итак, ниже я перечислю главных игроков винного рынка России. Виноторговые компании – именно те, кто, собственно, привозит вино, ставит на полки магазинов и в карты ресторанов. Часть начала работу в девяностые – времена дикого рынка, часть – в середине двухтысячных, часть – собралась в последние два-три года. Поехали!
Simple
Главные лица – трое в лодке: Максим Каширин, Анатолий Корнеев и Сандро Хатиашвили.
Самая известная компания стартовала, по слухам, торговлей польскими йогуртами в магазине Food Island на Ленинградке и шапками на Красной площади. Чуть позже ребята начали возить в Россию продукцию «Кастелло Банфи», «Фонтанафредда» и «Гайя». Первое название фирмы – ООО «Многогранный вариант» – отражало дух времени и широкий профиль деятельности. В анналах истории значится также паб «Баскервиль» на Речном вокзале – там делал первые шаги тогда еще никому не известный шеф-повар Дмитрий Шуршаков, а тамошний бильярдный стол облюбовали гастролировавшие в Москве The Rolling Stones.
Ряд четких ходов – запуск небестолкового журнала Simple Wine News и открытие винной школы «Энотрия», выпускавшей лояльных «Симплу» сомелье, – вывел виноделов в топ рынка.
Сыграв неоценимую роль в устранении винной безграмотности населения РФ, компания переживает, как сказал бы Путин, непростые времена. Рестораторы подустали от целиком «симпловских» винных карт, ценители супертосканы считают купюры и ищут чего поинтересней. А клуб Simple Wine Travel с накрученным прайсом на поездки по виноградникам вызывает у клиентов, членов клуба «Сноб», не энтузиазм, а печальку по нажористым нулевым. На совещаниях руководство ругает успешные молодежные мероприятия одних конкурентов и потрясает прайс-листами других. Разбросанные по Москве, растущие как грибы после дождя розничные точки «Симпла» кажутся попыткой запрыгнуть на поезд современности. Возможно, только кажутся.
DP-Trade
Главные лица: Дмитрий Пинский и Игорь Давтян.
В 1991 году все начиналось с импорта посуды. С вином получилось случайно – спасибо удачному уличному знакомству в Бордо.
У DP-Trade солидно, серьезно: поставки и в бизнес-класс «Аэрофлота», и даже выше – туда, «наверх». Пинский и Давтян держат портфель high-end-вин для неширокого круга ценителей. Они не стремятся «пасти народы», торгуя бокальчиками Riedel и фарфором Rosenthal, на которых, по слухам, и делались исторически основные «прибыля».
Тут семейный подряд – не последние места занимают и брат Дмитрия, и его племянник – Пинский-junior Алексей (формально отвечающий за закупки, неформально – за бурную деятельность по всем фронтам: компания делает ставку на такую же, как Леша, бизнес-молодежь в шелковых носках). К делу отношения не имеет, но вы наверняка слыхали и про дочь Дмитрия Пинского Елену – супругу рэпера Басты.