Смузи по акции: как изменился рынок ЗОЖ-продуктов в России и почему они стали дешевле
Растительное молоко, десерты без сахара и безглютеновая мука перестали быть элитными товарами — теперь их можно купить буквально в любом сетевом супермаркете у дома. Forbes Life поговорил с поставщиками и ретейлерами, чтобы выяснить, почему здоровое питание перестало быть сегментом для избранных и куда движется рынок
«Сейчас наши бульоны стали заказывать не только в Барвиху, но и в Бутово», — рассказывает Оксана Подгайная, одна из основательниц бренда ProBulion. Он специализируется на производстве трендового суперфуда — натуральных костных бульонов, богатых коллагеном и аминокислотами. По словам Подгайной, именно в этом году ProBulion активно заинтересовались магазины в регионах, в том числе «народные» супермаркеты: «Идея, что здоровое питание — вещь недоступная, постепенно уходит в прошлое. Наши продукты теперь теперь заказывают и продвинутые «зожники», и обычные семьи. Не только наш бренд, но и другие ЗОЖ-продукты на маркетплейсах показывают стабильный ежегодный рост продаж на 20-30% в последние три года».
Действительно, рынок ЗОЖ-продуктов в России устойчиво расширяется. Согласно исследованию Nielsen IQ (есть в распоряжении Forbes Life), каждый второй ретейлер в России заинтересован в развитии категории здорового питания, а АКОРТ (Ассоциация компаний розничной торговли) фиксирует рост продаж ЗОЖ-продуктов в торговых сетях на 15-20% за последний год.
Маркировка полезных продуктов в России никак не регламентирована, это добровольная инициатива производителей и ретейлеров. Обычно в ЗОЖ-группу включают продукты без глютена, молочного белка и сахара, веганские, а также обогащенные полезными веществами — например, клетчаткой или протеином.
По данным Global Wellness Institute, в 2022 году доля продуктов с приставкой healthy составила 22% велнес-экономики России — этот показатель выше, чем в Германии и США. Как сообщают в пресс-службе «Яндекс.Лавки», за год количество заказов из категории «Здоровый образ жизни» выросло почти на 70%. У «Самоката» рост похожий: спрос на продукты для здорового питания с начала года повысился на 69% по сравнению с прошлым аналогичным периодом. А сервис по доставке фермерских продуктов «Ешь деревенское» отмечает четырехкратное увеличение продаж суперфудов за год. Оборот «На пару», сервиса по доставке диетических лечебных блюд за последние пять месяцев вырос в два раза. Причем, как отмечает его основательница Наталия Тен, 30% покупателей — люди, которые не нуждаются в специальном питании по медицинским показаниям, а просто следят за здоровьем.
Такой рост обусловлен в первую очередь увеличившимся спросом, на который, как говорят собеседники Forbes Life, во многом повлияла пандемия. Так, маркетплейс «Беру» подсчитал, что в первый месяц локдауна продажи отрубей и клетчатки выросли на 210%, диетических хлебцев — на 80%, батончиков и мюсли — на 64%. «Такой взрывной интерес к ЗОЖ-продуктам именно во время самоизоляции был обусловлен в первую очередь вынужденной малоподвижностью и страхом набрать вес, — комментирует Анна Беляева, врач-эндокринолог клиники «К+31». — Но глобально пандемия увеличила популярность превентивной медицины и привела людей к пониманию того, что правильное питание для иммунитета куда важнее приема бесконечных БАДов».
Это доказывают цифры. Так, по данным масштабного исследования питания россиян, проведенного Роспотребнадзором совместно с Ромиром, турбулентный 2022 год не снизил интерес к ЗОЖ: более того, этот показатель возрос. Опрос показал, что позитивно к здоровому питанию относятся 79% респондентов, из них 28% изменили свое отношение в положительную сторону за прошедший год. Также по сравнению с прошлым годом выросло число респондентов, считающих, что основная составляющая ЗОЖ — это именно здоровая еда (75% в 2022 году и 72% в 2021 году). По данным недавнего опроса, проведенного «Альфа-страхованием», 45% россиян тратят треть зарплаты на поддержание здорового образа жизни, и 40% уверены, что ЗОЖ — это в первую очередь питание.
«Все ключевые велнес-тренды приходят на российский рынок с опозданием, — комментирует нутрициолог, коуч по здоровому питанию Антон Дюбо. — На смену жестким диетам, в том числе с использованием БАДов, пришли не менее вредные для здоровья изнурительные тренировки в спортзале. Но сейчас большинство моих клиентов приходят с пониманием, что здоровое красивое тело — это результат и разумных физических нагрузок, и правильного питания, все должно быть в совокупности. Но многие до сих пор отказываются верить в то, что просто капуста или просто куриная грудка — это и есть здоровая еда. Поэтому есть большой спрос на продукты с маркировкой «ЗОЖ», а производители охотно следуют за этим спросом».