Сменяемость власти: почему Кирилл Серебренников покидает «Гоголь-центр»
В среду, 9 февраля, информация о том, что власти Москвы решили не продлевать контракт с худруком «Гоголь-центра» Кириллом Серебренниковым, была официально подтверждена. Специально для Forbes Life драматург театра Валерий Печейкин подводит итоги этих восьми с половиной лет работы режиссера и объясняет, почему это — лишь фрагмент бесконечности
Кирилл Серебренников уходит с поста художественного руководителя «Гоголь-центра». Об этом активно стали писать в телеграм каналах в день 8-летия театра. И теперь об этом официально сообщил сам Серебренников, опубликовав в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) фотографию официального уведомления.
После первых слухов прошла уже неделя, и в театре все свыклись с мыслью, что Серебренников уходит. Но гораздо сильней волновались внешние наблюдатели. Я сам получал от знакомых и родственников сообщения поддержки. Они были написаны так, будто нам сообщили не о смене худрука, а о полном закрытии. Так это было воспринято. И, конечно, началась ностальгия — многие вспомнили, что было сделано за эти восемь лет. В начале 2013 года театр Гоголя превратился в «Гоголь-центр» и получил полностью обновленный репертуар. Двери центра стали открываться в полдень, чтобы зрители могли приходить заранее, проводить здесь встречи или работать. Изменилась сама концепция места: теперь это не театр, а центр. Слоганом стал «Гоголь-центр» — территория свободы», а первым спектаклем Серебренникова — «Идиоты». История об арт-акционистах, которые делают искусство здесь и сейчас, буквально своими телами и судьбами. Тогда еще никто не знал, что пройдет восемь лет и этот спектакль станет выглядеть как самосбывающееся пророчество.
И вот начало 2021 года. В начале праздничного концерта Алексей Агранович и Кирилл Серебренников вспоминают, что день рождения театра — 2 февраля — это и День сурка, и день, когда расстреляли Мейерхольда. В финале концерта Серебренников читает «прощальный монолог», стоя на фоне восьмерки.Только она лежит на боку, символизируя бесконечность. Этим словом Серебренников и заканчивает свое выступление: «Восемь с половиной лет и Гоголь-центр — это то, что останется со мною на всю оставшуюся бесконечность».
И тут началось самое интересное. Но не с Серебренниковым, а вокруг него. То, что через несколько дней превратилось в открытое письмо Ассоциации театральных критиков руководителю Департамента культуры Москвы Александру Кибовскому. «В 2021 году «Гоголь-центр» Серебренникова не исчерпал ни своей творческой идеи, ни мощного контакта с аудиторией — например, в тот момент, когда мы пишем это письмо, объявлены творческие планы театра на 2021 год и проданы все билеты до весны».