Слушать кино: плей-лист режиссера и сценариста фильма «Маша» Анастасии Пальчиковой
В рамках совместного со Spotify проекта «Слушать кино» Esquire расспросил современных кинодеятелей о том, как они выбирают и воспринимают музыку. Автор фильма «Маша» (лучший дебют «Кинотавра-2020») и сценарист Анастасия Пальчикова рассказывает, под какие песни ездит на съемочную площадку, почему кино для нее начинается с музыки и как музыка определяет настроение картины.
У меня кино довольно часто начинается с музыки. Я могу еще ничего не знать про саму историю, про то, как это будет сделано, — но в голове уже появляется конкретная сцена под конкретную песню. Или представляю, какую песню напевает герой. Или просто одну сцену с музыкой. Мне это задает тональность и ощущение. А дальше — от песни или инструменталки — концентрическими кругами расходится все остальное: сюжет, сцены, персонажи. Та же «Маша» началась с джазовых стандартов. У меня была главная героиня — 13-летняя девочка, было смутное понимание того, что с ней происходит, и когда я села писать синопсис, я сначала подобрала восемь джазовых композиций, а вокруг у них уже стала выстраивать сюжет. В финальном варианте сценария — а потом в самом фильме — осталось пять из восьми.
Даже если музыка не часть сюжета, я все равно определяю будущее настроение фильма каким-нибудь треком. Это помогает собрать кино. И не факт, что этот трек потом войдет в фильм. Главное, чтобы сейчас он работал. Я никогда не пишу под музыку и не кадруюсь под музыку, но в моей голове постоянно висит настроение трека, который я выбрала. Ужасно бесит, когда ты никак не можешь подобрать нужную музыку. Это означает, что фильма еще нет, что он разваливается, что он не определен, что над ним еще работать и работать.