История самого известного гитарного бренда Gibson

VC.RUБизнес

Сильный бренд, но слабый бизнес: Gibson за 127 лет производства гитар не раз сталкивалась с проблемами, но выжила

Компания едва не закрылась из-за войн, плохого менеджмента и популярности рэпа, а к банкротству привели попытки стать «lifestyle-компанией» и производить бытовую электронику.

Лиана Липанова

1280
Джимми Пейдж с EDS-1275. Music Radar

За 127 лет американский производитель гитар Gibson сменил несколько владельцев и создал легендарный бренд. Гитары Gibson называют эталоном звука и дизайна.

Компания тесно сотрудничает со многими известными музыкантами: её инструментами пользовались Билли Джо Армстронг из Green Day, Крис Новоселич из Nirvana, Слэш из Guns’n’Roses, Ангус Янг из AC/DC и другие.

Некоторые рок-звёзды заказывали у Gibson гитары по индивидуальным характеристикам. Например, для Джимми Пейджа из Led Zeppelin компания сделала EDS-1275 с 12-струнным и 6-струнным грифами. Такой инструмент позволял музыканту во время живого исполнения песни Stairway to Heaven не переключаться между гитарами.

Первые годы становления Gibson и её основатель

История производителя гитар началась с инженера Орвилла Гибсона (Orville Gibson), но к бизнесу он имеет минимальное отношение. Основатели Gibson взяли за основу его идеи, но компанию инженер никогда не возглавлял.

Гибсон родился в 1856 году в деревне Шатоге, штат Нью-Йорк. К весне 1876 года он перебрался в небольшой индустриальный город Каламазу в штате Мичиган. Причины переезда неизвестны, но они, предположительно, связаны со слабым здоровьем Гибсона.

С приезда в Мичиган Гибсон работал продавцом в обувном магазине, где его считали «эффективным клерком». В свободное от работы время он играл на гитаре в местной группе, выступал на любительских концертах и устраивал поздние импровизированные выступления во время прогулок по жилым кварталам деревни.

«Мы в долгу перед господами Алленом, Хайесом, Гибсоном, Лэндоном, Рахлемайером и Клемонтомза за восхитительную серенаду в ночные часы»,— писала Gazette в сентябре 1876 года.

Кроме игры на гитаре, Гибсон производил музыкальные инструменты. В декабре 1891 года он бросил работу в магазине, чтобы посвятить больше времени ремеслу. Чтобы свести концы с концами, Гибсон выполнял ремонтные и канцелярские работы в обмен на комнату и питание. Впоследствии он некоторое время работал в ресторане и даже открыл собственный обувной магазин.

1280
Орвилл Гибсон, 1880-e годы. Kalamazoo Public Library

Первую гитару полностью собственного изготовления Гибсон показал в 1892 году, утверждает Публичная библиотека Каламазу со ссылкий на архивы местной газеты. Она стоила $100 (сейчас около $2800).

По данным самой компании, первый задокументированный инструмент он представил в 1894 году — эта дата считается началом истории компании Gibson. Тогда же он открыл домашнюю мастерскую.

11 мая 1895 года Орвилл подал заявку на свой первый и единственный патент на «улучшенные мандолины» — разновидность лютни, популярный инструмент того времени. Он придумал делать музыкальные инструменты из трёх цельных кусков дерева, а не склеивать множество частей. Такой подход занимал больше времени, но это качественно отражалось на звуке.

1280

Патент США № 598 245 был выдан ему 1 февраля 1898 года.

Из заявки Орвилла Гибсона на патент:

До сих пор мандолины и подобные им инструменты были сконструированы из слишком большого количества отдельных частей, согнутых на прессе или вырезанных и склеенных. Они снабжены внутренними связками и сплетениями до такой степени, что они не обладают той степенью чувствительности резонанса и вибрационного действия, которая необходима для получения силы и качества тона и мелодии, которые можно найти при использовании описанного ниже инструмента.

Цель этого изобретения состоит в том, чтобы исправить это и достичь вышеизложенных результатов. Я достиг успеха с помощью постоянных экспериментов: каждая часть древесной структуры кажется живой с выразительным звуком при каждом прикосновении к инструменту — характер и качество звука совершенно новые для этого класса музыкальных инструментов.

Части гитары вырезаны из цельного куска дерева таким образом, чтобы оставить слои дерева в том же положении, которое они занимали при естественном росте, и, таким образом, контрастируют с согнутыми или шпонированными ободками.

1280

Ранние инструменты Орвилла отличались резными акустическими панелями и замысловатым декором. Он разработал две новые формы мандолины: каплевидную A-style и F-style с выступами деки в нижней части — сейчас эти формы стали классикой.

Мандолины Орвилла намного превосходили инструменты своего времени по качеству. Он постоянно получал письма и поздравления от музыкантов, которые пользовались его инструментами.

Агрессивный маркетинг и мировые войны

В начале 1900 года Гибсон познакомился с пятью предпринимателями из Каламазу: юристами Джоном Адамсом, Сэмюэлом Ванхорном и Лероем Хорнбеком, торговцами Сильвой Реймсом и Льюисом Уильямсом. Они хотели заняться производством мандолин и гитар по запатентованной технологии Орвилла.

Изобретатель был не в состоянии в одиночку удовлетворить растущий спрос, несмотря на то, что уже несколько лет занимался полномасштабным производством инструментов.

Предприниматели увидели в этом возможность, купили права на имя и патент Гибсона за $2500 долларов. И в 1902 году появилась компания Gibson Mandolin-Guitar Manufacturing со стартовым капиталом в $12 тысяч.

Сам Гибсон не вошел в число руководителей, но владел долей в компании. Влиял ли он на работу Gibson, неизвестно — предполагается, что Гибсон консультировал производство и занимался скрипками в своей мастерской.

Джулиус Беллсон в публикации «История Гибсона» за 1973 год утверждает, что «у Орвилла Гибсона были видения и мечты, которые считались эксцентричными». Он получал роялти до самой смерти в августе 1918 года.

1280
Мастерская Орвилла Гибсона в 1904 году. Kalamazoo Public Library

Основатели Gibson Mandolin-Guitar Manufacturing подпитывали спрос на «улучшенные» инструменты агрессивным маркетингом: компания продвигала мандолины и гитары с помощью учителей музыки и рекламы в печатных изданиях.

1280
Марка на инструменте Gibson, 1906 год

Gibson поощряла и поддерживала преподавателей, создававших оркестры мандолин, и размещала их фотографии в объявлениях и каталогах. Это помогло компании лидировать на рынке.

1280
В рекламе 1908 года Gibson пропагандировала идею о том, что её мандолины олицетворяют прогресс. Старые круглые мандолины изображены в виде колорадских жуков, сметённых «метлой новой эры». The New York Public Library
1280
Фото мандолинового оркестра с инструментами Gibson. Университет Рочестера

По данным публичной библиотеки Каламазу, к 1912 году в Gibson работало около 60 человек, а её оборот превышал $75 тысяч в год (более $2,022 млн на сегодняшний день).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Для карьеры и не только: как научиться красиво говорить Для карьеры и не только: как научиться красиво говорить

Как научиться говорить красиво и правильно

Cosmopolitan
Женская сила Женская сила

За художницей Артемизией Джентилески закрепилась слава первой феминистки

Вокруг света
Уesман. Вспоминая Дмитрия Брусникина Уesман. Вспоминая Дмитрия Брусникина

Каким был актер и режиссер Дмитрий Брусникин

СНОБ
5 полезных вечерних привычек 5 полезных вечерних привычек

Сделайте свое утро безупречными – благодаря правильной вечерней рутине накануне

GQ
Петров, Хабенский, Аксенова и другие: актеры из простых семей и их родители Петров, Хабенский, Аксенова и другие: актеры из простых семей и их родители

Талант — не всегда генетика, что доказывают российские артисты из простых семей

Cosmopolitan
5 причин, по которым нам нужен секспросвет 5 причин, по которым нам нужен секспросвет

Зачем нашим детям нужно половое воспитание и почему оно не приведет к «разврату»

Cosmopolitan
Не важно, закроется ли Clubhouse: почему у «социального аудио» есть будущее и какие сервисы нужны на этом рынке Не важно, закроется ли Clubhouse: почему у «социального аудио» есть будущее и какие сервисы нужны на этом рынке

Почему рынок «социального аудио» выглядит важным и кто на нем может заработать

VC.RU
Мастер историй Мастер историй

Увлекай, убеждай, вдохновляй

kiozk originals
Крупным планом: выясняем, за что любить, а за что ненавидеть новую Lada Niva Travel Крупным планом: выясняем, за что любить, а за что ненавидеть новую Lada Niva Travel

Теперь вместо “Шнивы” у нас Lada Niva Travel: уже не пирожок, но все еще Niva

Популярная механика
Компьютерная томография подтвердила драматическую гибель египетского царя Компьютерная томография подтвердила драматическую гибель египетского царя

Фараон Секененра Таа II попал в руки многочисленных врагов и был жестоко убит

N+1
Легко: бросить курить Легко: бросить курить

Все способы избавления от никотиновой зависимости

Maxim
Ночь в пограничном музее: виртуальная экскурсия по музею ФСБ Ночь в пограничном музее: виртуальная экскурсия по музею ФСБ

Нам удалось проникнуть в святая святых ФСБ!

Maxim
Анонимные трудоголики: почему чрезмерный труд приносит больше вреда, чем пользы Анонимные трудоголики: почему чрезмерный труд приносит больше вреда, чем пользы

Антрополог, который отрицает все, что транслирует вам начальство

GQ
Любовь живет четыре года Любовь живет четыре года

Анн-Софи Пайере раз в четыре года меняет жилье и с нуля создает новый интерьер

AD
Свидание с Албанией: отправляемся в самую неизвестную страну Европы Свидание с Албанией: отправляемся в самую неизвестную страну Европы

Что вы знаете про Албанию? Скорее всего, ничего

Cosmopolitan
Бьюти-гаджеты Бьюти-гаджеты

Разбираемся в популярных девайсах для лица

Лиза
«Мой партнер любит фильмы ужасов, а я — нет»: что делать? «Мой партнер любит фильмы ужасов, а я — нет»: что делать?

Как грамотно отказаться от просмотра ужасов и не обидеть партнера

Psychologies
Ад каннибалов: какой получилась игра-хоррор Little Nightmares II Ад каннибалов: какой получилась игра-хоррор Little Nightmares II

Little Nightmares II — продолжение игры мире, где взрослые охотятся на детей

Esquire
Посттравматический абсурд Посттравматический абсурд

«Рыцари справедливости» — депрессивная комедия о смысле жизни

Weekend
“Я вышла замуж по расчету” “Я вышла замуж по расчету”

Юлия Эльдеева слушала не веление сердца, а голос рассудка

Psychologies
Почему ругаться матом, нарушать социальные нормы и тупить полезно: объясняет психолог Почему ругаться матом, нарушать социальные нормы и тупить полезно: объясняет психолог

Иногда рамки нам очень сильно вредят

Playboy
Как Курт Кобейн за один день родился на глазах публики, умер и был воскрешен силой любви Как Курт Кобейн за один день родился на глазах публики, умер и был воскрешен силой любви

Отрывок из книги о Курте Кобейне «Тяжелее небес» Чарльза Р. Кросса

Forbes
«Погребальный звон по карьере Вуди Аллена»: на HBO вышло расследование о семье режиссера «Погребальный звон по карьере Вуди Аллена»: на HBO вышло расследование о семье режиссера

В чем суть конфликта в семье Вуди Аллена и как мир воспринял новое расследование

Forbes
«Кто-нибудь видел мою девчонку?» – главный скандал «Кинотавра» – выходит в прокат «Кто-нибудь видел мою девчонку?» – главный скандал «Кинотавра» – выходит в прокат

Фильм по книге Карины Добротворской о муже-кинокритике

GQ
В Стэнфорде назвали 4 причины «усталости от Zoom» и способы ее предотвратить В Стэнфорде назвали 4 причины «усталости от Zoom» и способы ее предотвратить

4 основные причины, по которым видеоконференции утомляют людей

Inc.
Как выглядят анчар, мандрагора и другие таинственные растения, которые ты встречал в книгах Как выглядят анчар, мандрагора и другие таинственные растения, которые ты встречал в книгах

И это не только цветочки!

Maxim
Добродетель умеренности: как научиться жить (недолго) без воды, еды и общества Добродетель умеренности: как научиться жить (недолго) без воды, еды и общества

Есть в этом мире вещи, без которых тебе действительно крышка

Maxim
Первый полет в космос: 8 неизвестных фактов Первый полет в космос: 8 неизвестных фактов

Малоизвестные подробности первого полета в космос

РБК
Мы расстались, когда нам было по 14. Через двадцать лет мы снова вместе Мы расстались, когда нам было по 14. Через двадцать лет мы снова вместе

Наши герои, полюбив и расставшись подростками, встретились через двадцать лет

Psychologies
Комедийные актеры 80-х, которые куда-то запропастились Комедийные актеры 80-х, которые куда-то запропастились

Что случилось с Чеви Чейзом, Стивом Гуттенбергом, и прочими Стивами Мартинами?

Maxim
Открыть в приложении