Серый кардинал YouTube: кто помогает Дудю и Моргенштерну зарабатывать миллионы
Блог о косметике, который четыре друга запустили на YouTube в 2011 году, за годы вырос в крупнейшую в России медиасеть Yoola. Компания помогает блогерам взаимодействовать с YouTube, выпускать товары под своим брендом и даже сниматься в Голливуде, принося создателям по несколько сотен миллионов рублей выручки в год
Этот текст впервые был опубликован в Forbes в октябре 2019 года. В мае 2022 года за получение иностранного финансирования от Yoola Labs (компания зарегистрирована в Израиле) и «осуществление политической деятельности» Минюст признал ее клиента, рэпера Моргенштерна, физлицом-иноагентом.
В июне 2019 года на экраны вышел фильм «Люди в чёрном: Интернэшнл». Кинокомпания Sony Pictures Entertainment, которая снимала продолжение культовой франшизы, искала на эпизодическую роль блогера, чтобы подогреть интерес к фильму среди целевой аудитории. В итоге роль получил русскоязычный блогер Utopia Show c 4,8 млн подписчиков. «Я просто обожаю эту франшизу и был безумно рад тому факту, что позвали именно меня!» — делится впечатлениями блогер. Осуществить мечту помогла международная медиасеть Yoola, созданная четырьмя выходцами из стран постсоветского пространства — латышом Иланом Трояновским, россиянами Михаилом и Александром Шапошниковыми и украинцем Артемом Геллером. «Мы предложили несколько вариантов, среди них Utopia Show. Наш партнер не мог поверить в такую удачу, ведь он был одним из самых больших поклонников этого фильма, в его видео часто были отсылки к «Людям в черном», — рассказывает Трояновский.
Проект Yoola начинался как блог о красоте и косметике, а сегодня снимает сливки с российской блогосферы. Среди клиентов компании — журналист Юрий Дудь (в апреле 2022 года был признан СМИ-иноагентом), рэпер Моргенштерн, блогеры Николай Соболев, Ивангай, Марьяна Ро и еще почти 4000 авторов. Медиасеть вошла в пятерку мировых лидеров по количеству зрителей и просмотров, открыла офисы в России, Великобритании, США, Израиле, на Украине и в Китае. По оценке опрошенных Forbes экспертов, в 2021 году Yoola выручила минимум 650 млн рублей, а блогеры, сотрудничающие с медиасетью, суммарно могли заработать от 3 млрд рублей. Как устроена работа главного «серого кардинала» YouTube?
Земля обетованная
Основали Yoola — Трояновский, братья Шапошниковы и Геллер — познакомились в израильской Хайфе, куда перебрались еще в 1990-е. Трояновский, оказавшийся в Израиле еще ребенком, после школы и армии получил степени кандидата экономических и юридических наук и открыл свою юридическую фирму. Его основными клиентами были международные проекты, в том числе интернет-компании. Среди них оказалась и фирма уроженцев Екатеринбурга — братьев Шапошниковых. После переезда в Израиль старший Шапошников — Михаил — занимался продвижением системы PayPal, а младший — Александр — организовал центр по установке автозвука для автомобилей. В 2008-м братья стали вместе создавать сайты и интернет-проекты.
Четвертый партнер — киевлянин Артем Геллер — попал в Израиль 10-летним ребенком, сразу после школы занялся перепродажей товаров из Китая. Потом устроился провайдером кабельного телевидения, откуда перешел в консалтинг интернет-проектов, который и свел его с братьями Шапошниковыми и Трояновским. Всех молодых людей объединял интерес к онлайн-продуктам. «В интернете ведь нет границ, нет барьеров, можно заниматься любым бизнесом в любой точке мира», — вдохновленно рассуждал Геллер.
Продавцы красоты
Эти мысли в 2009 году заставили Геллера и Шапошникова-старшего перестать работать наемными сотрудниками. «Израильская среда провоцирует на предпринимательскую деятельность», — смеется Артем. Вдвоем они основали компанию по продвижению косметических брендов, автопроизводителей и финансовых компаний в интернете: разрабатывали сайты, вели корпоративные соцсети, сотрудничали с лидерами мнений. На старт потратили по $10 000 каждый.
Внимание партнеров тогда привлек набирающий популярность YouTube — платформа была одной из главных рекламных площадок, с которой сотрудничало их агентство. В 2011 году они завели там собственный канал о косметике TopBeautyBlog — планировали привлекать начинающих блогеров, которые записывали бы нативную рекламу косметических средств. «В то время бьюти было самым популярным направлением на русскоязычном YouTube», — объясняет выбор ниши Геллер.
Реализовать задумку оказалось не так просто: блогеры не понимали, почему их просят протестировать и честно оценить продукт, а не заснять «стандартную» рекламу. «Пришлось потратить очень много времени на то, чтобы создать по-настоящему полезный для женщин контент», — говорит Артем. На старте удалось договориться с пятью бьюти-блогерами.
Для работы сняли небольшой офис в Хайфе, завели несколько аккаунтов в соцсетях и стали общаться с рекламодателями и блогерами с разных аккаунтов, чтобы произвести впечатление крупной компании. «Мы с Михаилом работали 24/7, параллельно каждый из нас общался с десятками людей», — вспоминает Геллер.
Как-то раз Геллер наткнулся на статью о похожем американском проекте — компании StyleHaul, объединяющей бьюти-блогеров в США, которая привлекла $4 млн инвестиций. «Стало понятно, что этот бизнес можно развить до огромных масштабов», — решил он. Геллер поделился находкой с братьям Шапошниковыми и Иланом Трояновским, с которым уже успел познакомиться. В 2012 году партнеры объединились и решили всерьез заняться раскруткой своего канала.