Секта свидетелей велодорожки
Исследователь городов Петр Иванов — об урбанистике
Слово «урбанист» в качестве определения героя статьи или эксперта, высказывающегося о тех или иных вопросах городского развития, замелькало в материалах российских СМИ в начале 2010-х. Сначала все хипстеры были дизайнерами, а потом стали урбанистами.
Довольно быстро термин приобрел негативные коннотации, а об урбанистах заговорили как о «секте свидетелей трамвая» — они и вправду часто высказывались в пользу развития в городах рельсового транспорта. Но еще они первыми заговорили о таких простых и кажущихся сегодня повсеместными вещах, как занижение бордюров в местах пешеходных переходов, парковочные столбики, широкие тротуары.
Спустя 10–15 лет многие казавшиеся странными идеи урбанистов воплощены в жизнь в Москве и других городах. Достаточно посмотреть на то, как реализуются современные девелоперские и муниципальные проекты благоустройства, чтобы заметить, какой большой шаг вперед, а точнее, к людям за последнее время сделали российские города.
Хотя какие-то идеи урбанистов до сих пор остаются дискуссионными. Градостроители старой школы в порывах ревности к новой междисциплинарной специальности любят подчеркивать, что есть они — градостроители, которые могут все рассчитать, а есть урбанисты, которые только и умеют рисовать велодорожки. Но где все эти велодорожки? Несмотря на взрывное развитие использования средств индивидуальной мобильности, велотранспортная инфраструктура в российских городах все еще в зачаточном состоянии. А урбанисты по сто раз на дню дают комментарии газетам и телевидению о том, что без создания выделенных полос для велосипедов и самокатов мы обречены на бесконечные конфликты их пользователей и пешеходов.
Трамваи, ставшие символическим тотемом урбанистов, в российских городах также по-прежнему на птичьих правах.
Районы, кварталы, жилые массивы
Критикуя микрорайонную застройку, урбанисты говорили о том, что необходимо переходить к более экономически эффективной и человечной квартальной застройке. Многие чиновники и девелоперы восприняли это по-своему и решили, что если ставить 35-этажные дома квадратом, то выйдут кварталы. Или, как нарекли их московские элитарии от урбанистики, «урбан-блоки». Разумеется, это не имеет никакого отношения к кварталам. Как, впрочем, и дихотомия квартала и микрорайона является в корне ложной. Как микрорайон может быть хорошо спланирован, так и квартал может быть сделан из рук вон плохо.
В то же время есть передовые девелоперы, особенно на Урале и в Сибири, которые научились создавать районы средне- и малоэтажной застройки в виде полноценных кварталов. В особенности когда дело касается районов комфорт-класса.
