Секс-суррогаты. Как устроена сфера сексуальных терапевтических услуг
Колумнист «Сноба» Ольга Нечаева разбирается, кому и как помогают суррогаты для секса, почему подобную терапию нельзя сравнивать с проституцией и как эта практика связана с инклюзией
В 2012 году фильм «Суррогат» с Хелен Хант в главной роли получил приз зрительских симпатий на кинофестивале «Сандэнс». Он основан на реальных событиях — истории парализованного от ДЦП поэта и писателя Марка О’Брайена (он скончался в 1999 году в возрасте 49 лет), который нанял секс-суррогата, чтобы в 36 лет лишиться девственности.
Идея сексуального суррогатства, а именно приглашение партнера для «терапевтического» секса, изначально появилась в работах прототипов героев сериала «Мастера секса» Уильяма Мастерса и Вирджинии Джонсон — пионеров исследований секса. В их статье 1970 года «Неадекватная сексуальность человека» описана разработанная ими терапевтическая программа облегчения сексуальной дисфункции. Эта программа построена на принципах обучения пары сексуальности путем избавления от ложных страхов, идей и табу. Участники должны были подчиняться определенным правилам: секс-терапевтами должны были быть и мужчины, и женщины с физиотерапевтическим образованием, и работать с парами, испытывающими сексуальную дисфункцию, по направлению от психологов или врачей. Уильям и Вирджиния всегда настаивали, что программу секс-терапии должны проходить оба партнера, потому что, по их мнению, «если в браке присутствует сексуальная дисфункция, не работает установка “партнер тут ни при чем”».
В 1970–1980-х годах сексуальное суррогатство, или «терапия суррогатным партнером», стало достаточно популярной практикой на Западе, однако до сих пор идея оплаченного клиентом сексуального контакта как инструмента терапии вызывает споры.
Сексуальное суррогатство — это прежде всего терапевтическая практика, применяемая в дополнение к лицензированной секс-терапии и направленная на то, чтобы сделать более здоровыми отношения человека с собственным телом, эмоциональностью и сексом. А также обучить его физическим и эмоциональным навыкам близости.
Международная ассоциация профессиональных суррогатов (IPSA) описывает этот процесс так: «Во время терапии клиент, секс-терапевт и секс-суррогат формируют командные отношения. Суррогат принимает участие в более или менее структурированных сессиях с клиентом, целью которых является выстраивание осознанности и нарабатывание навыков эмоциональной и физической близости. Ключом к успеху является участие профессионального терапевта, встречи с которым перемежаются встречами с суррогатом. Открытая, честная и регулярная коммуникация является важнейшей частью терапевтического партнерского процесса». Ассоциация проводит тренинги для своих участников и обязует их следовать строгому этическому кодексу.