Секреты финансовых пирамид: почему возбудили дело против сотрудников QBF и как компания переводила деньги в офшоры
Forbes стали известны подробности уголовного дела в отношении четырех сотрудников инвестиционной компании QBF, под вывеской которой, по версии следствия, работала финансовая пирамида. О том, что следственный департамент МВД в апреле возбудил уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере, стало известно в конце мая
В конце мая газета «Коммерсантъ» сообщила, что следственный департамент МВД в апреле возбудил уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере в отношении сотрудников инвесткомпании QBF. Силовики занимались расследованием почти год и пришли к выводу, что QBF, занимавшая несколько этажей в башне «Город столиц» в Москва-Сити, привлекала деньги физлиц для инвестиций в Москве, Санкт-Петербурге и своих филиалах на Урале, Сибири и Поволжье, а затем выводил их в офшоры. Основной упор, писала «Коммерсантъ», компания делала на состоятельных клиентов, которые могли иметь доступ к бюджетным деньгам, в расчете на то, что эти люди в полицию не пойдут, поскольку не смогут доказать законность получения отданных в управление денег.
Как выяснил Forbes, расчет оказался неверен. Следственный департамент МВД 8 апреля возбудил дело против управляющего директора QBF Зелимхана Мунаева, юриста компании Евгении Россиевой и еще двух топ-менеджеров по заявлению 24-летнего сына бывшего чиновника из Екатеринбурга, рассказал адвокат Мунаева управляющий партнер адвокатской конторы «Бородин и Партнеры» Сергей Бородин. Мунаева и Россиеву суд арестовал, они находятся в СИЗО.
Заявление в правоохранительные органы написал Максим Борзенков — сын бывшего вице-мэра Екатеринбурга Ильи Борзенкова. Он проходит потерпевшим по делу. Борзенков-старший подтвердил Forbes, что в 2016-2018 годы его семья отдала деньги в доверительное управление QBF. Когда же он решил их вывести, столкнулся с проблемой. «Наши семейные денежные средства, инвестированные в QBF, были похищены. Поэтому, увы, нам пришлось обращаться за защитой в правоохранительные органы», — сказал Илья Борзенков. Сумму инвестиций он не назвал. Бородин сказал, что в 2016-2018 годах Борзенков несколькими траншами отдал в доверительное управление QBF более 1 млрд рублей.
Илья Борзенков ушел с поста вице-мэра Екатеринбурга еще в 2008 году и после этого занимался бизнесом. Ему, в частности, принадлежал магазин техники и электроники «Норд», который он продал в 2020 году. Он заявил Forbes, что в прессе после того, как его семья обратилась в органы, появились публикации о том, что следственный комитет МВД подозревает его самого в отмывании госсредств из бюджета Екатеринбурга через QBF. «Из мэрии Екатеринбурга я ушел более 12 лет назад. Серию лживых публикаций в СМИ обо мне считаю местью кого-то из QBF и тщетной попыткой сбить следствие по их делу с толку», — сказал Борзенков Forbes.
Бородин добавил, что Мунаева правоохранительные органы уже задерживали в 2019 году после уголовного дела по заявлению клиента, передавшего QBF чуть более $1 млн. Это дело правоохранительные органы еще расследуют. Бородин также рассказал Forbes, что последние три года ЦБ несколько раз проводил проверки в QBF, они совпадали по времени с обысками в офисах компании и квартирах сотрудников. Однако в ходе проверок регулятор не выявлял никаких нарушений.