Жизнь в Венеции
Раз в два года, весной, к бесчисленным венецианским туристам добавляются иные, отличающиеся потоки явных чужестранцев. Они увешаны шоперами, одеты богемно. Эти люди в той или иной степени имеют отношение к современному искусству и находятся здесь ради Венецианской арт-биеннале.
Тема, сформулированная куратором биеннале, бразильцем Адриано Педросой, — «Чужестранцы повсюду» — прозвучала в этом году очень актуально. Было много ожиданий, не все из которых оправдались. Отсутствие современных медиаформатов — инсталляций мало, фильмов мало, «цифры» и искусственного интеллекта практически нет — вместо этого много наивной живописи представителей коренных народов, еще больше уже изрядно надоевшего текстиля, а также модернистов «глобального Юга» прошлого столетия, почти все из которых мертвы. Довольно однобокий разговор о настоящем и никакого выхода в будущее.
Посмотреть кураторский проект я сходила несколько раз, и после довольно внимательного в него погружения взгляд начал меняться. Как будто проявилась суть того упорства, с которым Адриано Педроса вытаскивает на свет божий всех, кто прежде не был замечен и не звучал достаточно громко по причине неудачного места рождения, неправильного цвета кожи — или еще по каким-то причинам «инаковости». В своем желании дать слово всем он действительно несгибаем. И если слово это звучит посредством наивной живописи или народных промыслов, значит, так тому и быть. В итоге проект традиционен настолько, что начинает звучать радикально.
Не получится двигаться дальше в какое-нибудь будущее, если не закрыты дыры прошлого. Пока есть те, чьи голоса по-прежнему не слышны. Давайте сначала все окажемся на одной ступеньке, увидим и услышим друг друга. Примерно так звучит для меня теперь кураторское высказывание.
Впрочем, искать смыслы в искусстве (или не искать) — это персональная задача для зрителя. В проекте же, несмотря ни на что, достаточно ярких художников и их работ. Я выбрала несколько, рассказать обо всем — не хватит и журнала. В основном в мой список фаворитов попали немногочисленные видео.
Погружение в современное искусство всегда сопровождается остановками в случайно найденных барах, пристальным выбором чикетти (местных закусок), обязательным аперолем и непременным мятным мороженым с шоколадной крошкой.
Отлично сделанная, увлекательная и содержательная, почти часовая лента Фреда Куорну / Fred Kuwornu «Мы здесь были: нерассказанная история черных африканцев в Европе эпохи Возрождения» завершает серию более ранних фильмов художника. Сфокусированная на истории искусства, она рассказывает от лица автора, как изображались черные африканцы начиная с Ренессанса. Глубокое исследование, от которого невозможно оторваться.
Занимающая целый большой зал в Арсенале видеоинсталляция Исаака Чонг Вайя / Isaac Chong Wai поначалу завораживает отточенными движениями профессиональных танцоров и их физической красотой. Лишь после возникает ощущение тревоги, опасности. «Falling Reversely» / «Падая назад», 2021–2024 — это воплощенное в хореографии исследование нападений на выходцев из Азии в Европе и других западных странах и одновременно своеобразное предложение зрителю стать наблюдателем. А наблюдая, ощутить свои чувства, готовность или неготовность приходить на помощь.