Тайнопись
Александр Александрович Андроханов, художник-реставратор Эрмитажа рассказал о технологии русской мозаики по малахиту. Камень и технология — ниточки между мастером XIX века и реставратором века XXI.
Когда будете в Эрмитаже в следующий раз, присмотритесь к огромным малахитовым или лазуритовым вазам в залах и на лестницах — это не цельный камень. Рисунок сложен из крошечных кусочков по технологии русской мозаики по малахиту. Ее восстановили и сохраняют реставраторы. Мы проходим главные залы, поворачиваем бессчетное количество раз и оказываемся в реставрационной мастерской по камню, среди станков и инструментов. Нюхаем воск, он тоненько тянет лавандой, и мастику, она остро пахнет сосновой смолой. Рассматриваем огромную малахитовую чашу, вертим в руках деревянный циркуль, знакомимся.
«Мой главный интерес — старинные технологии, мне всегда было важно разобраться в них, понять и воссоздать. Я долгое время изучал их к тому моменту, как меня пригласили работать в Эрмитаж. Предметы, с которыми мы работаем, дают огромный опыт и позволяют более глубоко проникнуть в суть вещей. Это, конечно, очень важно.
Драгоценным малахит делает технология. Она очень пластичная и надо отдать должное русским мастерам по мозаике: переняв технику у европейцев, они очень быстро ее адаптировали к местным условиям. Используя местные наждаки, они научились «отмучивать» (сортировать) материалы. Сами варили бруски, мастики, щебенки, полировальные порошки, и результаты вы видите — русская мозаика по малахиту. Какие узоры!
«Драгоценным малахит делают технология и руки. машина не может дать такой открытости, прозрачности камня».
Если камень обработать по современной технологии машинной шлифовки, он будет слегка мутноватый, будто под полиэтиленовой пленкой. Не будет такой «открытости» — вот видите, в некоторых местах он даже будто слегка прозрачный, светится. Таким его делают руки. Очень важно владеть этими приемами».