Любовь — это глагол
Что такое любовь и как меняются отношения в XXI веке, почему важно быть в контакте со своим внутренним ребенком и как в этом помогает терапия искусствами — об этом мы поговорили с психологом Китом Лорингом.

В конце прошлого года вышел сериал «Современная любовь» (Modern Love). В его основу легли восемь реальных историй, которые читатели прислали в редакцию The New York Times для одно именной колонки. Как вы думаете, любовь действительно может быть «современной»? Неужели она была другой 50 лет назад?
О, это хороший вопрос. У нас всех одинаковые потребности — чувствовать свою принадлежность, нужность, найти свое место в мире и высший смысл. В детстве нам нужен значимый взрослый, который сможет обеспечить нам безопасность и комфорт — это вроде фундамента на всю дальнейшую жизнь. Вырастая, мы продолжаем в этом нуждаться, но уже в состоянии сами создавать необходимые условия.
Надо понимать, что «любовь» довольно условное название для тех чувств, которые мы испытываем в самом начале отношений. Это прекрасные переживания, всплеск гормональной активности… который проходит. Но это не значит, что любви не существует, наоборот, ровно в этот момент она и начинается. Мы наконец-то понимаем, что это значит: любить и быть любимым, брать на себя ответственность за это чувство — не как гарантию его бесконечности, но признавая, что у любви есть «и взлеты, и падения», и она способна их пережить. В этом и есть главная прелесть близости: мы учимся поддерживать любовь, выражая нежность и заботу, уделяя друг другу время и внимание, это приносит прекрасные награды и открытия, которые могут продолжаться всю жизнь.
Но, конечно, мы уже не чувствуем такого давления, которое раньше на нас возлагала религия, когда двое состояли в браке до конца своих дней. Сейчас на первый план выходит важность Я. И это не так просто осознать, поскольку «язык» любви всегда укреплял эгоистическую позицию: «ты мой, ты принадлежишь мне». Виды или формы отношений сегодня гораздо более разнообразны. Например, полиамория, когда мы допускаем, что человек открыто может находиться в нескольких отношениях одновременно, или однополые браки. Интернет-знакомства превращают потенциальных партнеров в «товары», которые в случае чего можно будет обменять на любой из тысяч других. Это заставляет людей постоянно испытывать неудовлетворенность и любопытство. А кто-то встретит одного человека — и на всю жизнь. Такое тоже бывает!
Получается, нет никаких правил и границ в современной любви? Люди свободны быть с тем, с кем они хотят, в любой момент времени, не неся за это ответственность перед партнером или семьей? Похоже на хаос…
Действительно, отсутствие верности и приверженности может создать атмосферу нестабильности и конкурентности… Но, кажется, эти страхи всегда сопровождали романтические отношения. Возможно, только тогда, когда любовь свободна от проекций и ожиданий, которые возникают из-за неосознанных неудовлетворенных потребностей (часто из детства), или больше не подвержена семейным моделям и интроецированным ролям (то, как наши родители были мужем-отцом-мужчиной и женой-матерью-женщиной), мы можем испытать всю полноту этого чувства по отношению к другим и прочувствовать их любовь к нам.
Так меняется ли понятие любви? Да, наши ожидания от романтических отношений сейчас другие, но потребности остаются теми же. Сознательная, конгруэнтная, чистая любовь — вот к чему мы стремимся.
У меня есть ощущение, что все больше людей стал и предпочитать одиночество отношениям — это безопаснее, никто не сделает тебе больно, если ты не испытываешь чувств и привязанности. Что вы думаете об этом, с чем это связано?
Я думаю, что такой выбор чаще делают люди, у которых был не самый удачный опыт близких отношений, связанный не только с душевными страданиями, но, возможно, и с физическим насилием. Эта тревожность может сохраняться на долгие годы, даже если человеку хватило смелости из этих отношений выйти. Я часто встречаю людей после такого разрушительного опыта. Факт того, что для кого-то любовь может быть предметом бессознательных неудовлетворенных потребностей и проекций, подавляет и угнетает другого. Так, например, дефицит любви и внимания в детстве, когда, возможно, никто не был искренне и по-настоящему с нами в контакте, может привести к тому, что мы станем искать в партнере отца или мать. А когда они не смогут удовлетворить наши потребности и надежды, которые мы неосознанно привносим в отношения, наше общение станет нетерпеливым, несчастным, агрессивным (не обязательно на физическом уровне).
Я понимаю, почему люди предпочитают быть одни — это лучше, чем быть в отношениях, где не хватает «кислорода» или где любовь другого человека паразитирует на вас и давит ожиданиями, которые вы не в состоянии выполнить. Когда легкость ушла, а человек любит радоваться жизни и не готов становиться пленником отношений, ему не хочется жить с разочарованием, ощущением «обрезанных крыльев» и того, что «я существую, только если интересен другому». И тогда «быть одному» значит быть свободным, радостным и жить в удовольствие.