Философский камень
Мы хотели поговорить с Михаилом Леонидовичем Стародубцевым, преподавателем музыки в московской школе №1060, о профессии учителя, об уроках и музыке. А получилось про устройство мира.
Куда бы ни шел звук — вверх или вниз — вы расцветаете». Если это почувствовать, то что‑то внутри открывается и звуки льются изнутри сами собой.
Я сижу на уроке и тайком пробую записывать за Михаилом Леонидовичем. Он говорит, как настоящий поэт. Образно, точно, попадая прямо в сердце. «Тут не споешь, если не поймаешь в себе удивление. Ловите его, ловите!» За урок вытаскиваешь все лучшее в себе: удивление, открытость, чуткость и да, расцветаешь. Расправляешь крылья и уходишь другим человеком. «Музыка — это структура, искусство порядка и, если хотите, устройство мира. «Гармония» и «лад» — музыкальные понятия. Древние греки говорили, что слышать музыку могут только люди с добрым сердцем. Кто слышит, тот композитор».
Когда несколько лет назад Михаил Леонидович стал абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Учитель года», об этом потрясенно написали даже совсем в далеких от педагогики изданиях. Как?! Не математик, не физик, а учитель музыки, которую в школе и за предмет-то не считают. Тогда на конкурсе Стародубцев просто показал свой урок: ребята разучили и исполнили отрывок из былины, ставшей сюжетом к опере «Садко». И это не было показательным выступлением. На каждом уроке дети — участники ансамбля. «В первом классе важно, чтобы каждый почувствовал себя частью единого целого, поэтому мы играем песенки на блокфлейтах, где каждый отвечает за «свой» звук. Во втором — скрипки, в седьмом, когда у подростков вытягиваются руки и ноги и их некуда девать, — ударные, в восьмом — гитара, идеальный