Сделай не сам: как упростить работу с самозанятыми
Расширяется бизнес, наступил сезонный спрос на рынке, наличных сил не хватает? Самозанятые в таком случае — оптимальное решение для компаний. Но в то же время непростое в реализации. Чтобы наем не превратился в источник проблем, в «Тинькофф Бизнесе» разработали сервис, ставящий оформление самозанятых на поток и позволяющий автоматизировать для них уплату налога.
Эксперимент с самозанятыми оказался намного успешнее ожиданий: по данным ФНС, в июне 2021 года число зарегистрировавшихся в данном статусе превысило 2,4 млн человек. В Минэкономразвития рассчитывали на такие результаты лишь к 2024 году. Совокупные доходы самозанятых с момента запуска нового налогового режима составили более 430 млрд рублей.
Точкой взрывного роста стал прошлый год. Каждый квартал количество самозанятых росло двузначными темпами. «Во-первых, сокращение административных и налоговых барьеров сделало самозанятость привлекательной для тех, кто решил легализовать свою деятельность, — объясняет руководитель проектов «Тинькофф Бизнеса» Евгений Наумов. — Во-вторых, переход на самозанятость стимулируется активным развитием платформ, которые объединяют клиентов и исполнителей разных профессий, агрегаторов такси и сервисов доставки. В-третьих, у бизнеса появилась более удобная, чем договор ГПХ, возможность получать услуги от физических лиц как исполнителей без заключения трудового соглашения». Однако новые перспективы создают и новые сложности, требующие экономичных и эффективных решений.
Контролируемый риск
Для исполнителей преимущества самозанятости очевидны. Визит в налоговую не нужен — статус оформляется в несколько кликов на сайте ФНС, портале госуслуг или через банк. Учет доходов и начисление налогов происходит автоматически. Компаниям тоже хорошо: закончились задачи, под которые нанимались люди, — договоры с ними можно спокойно расторгнуть.
Если соискатель уже получил статус, банковскую карту и понимает, какие обязательства предполагает режим самозанятых, оформление на работу занимает не более 10 минут. Но большинству требуется не только помощь с регистрацией, но и подробная информация, какие документы необходимо предоставлять заказчику, в какие сроки и по какой ставке выплачивать налог с полученных доходов. Когда поток таких соискателей велик, это превращается в проблему. Поэтому массовый спрос на самозанятых водителей, курьеров, ремонтников и рабочих разной квалификации формируют посредники — специализированные агентства, предоставляющие персонал для розничных сетей, сервисов доставки, логистических и клининговых компаний.