«Счастье»: оглушительная казахстанская драма о домашнем насилии за закрытыми дверями
22 июля на «Кинопоиске» вышла казахстанская драма «Счастье» («Бакыт») Аскара Узабаева, снятая по его совместному с документалисткой Асем Жапишевой сценарию. Сами авторы называют свой проект «фильмом-катастрофой» про круговорот абьюза за открыточным фасадом «счастливых» семей. Forbes Woman рассказывает о том, как на постсоветском пространстве режиссеры осмысляют тему домашнего насилия
Осторожно, спойлеры!
У героев этого фильма нет имен, потому что создатели ленты, частично основанной на реальной истории продюсера Баян Алагузовой (на нее в 2016 году напал бывший муж, нанеся несколько ножевых ранений), хотели показать частную трагедию как общую.
Раннее утро. Девушка стоит на крыше дома и слушает аудиосообщения от мужчины, в которых оскорбления чередуются с угрозами. Эта сцена словно списана с документальной хроники. Пересечение двух миров — игрового и реального — сразу дает понять, что сюжет «Счастья» — вымышленный, но вырос из настоящего кошмара. Постепенно выясняется, что сегодня день свадьбы девушки и парня «из телефона», но ни любви в этом союзе нет. Невеста беременна, а испугавшийся ответственности жених, пытается отменить бракосочетание, намекая на измену.
В это же время мать девушки (Лаура Мырзахметова) привычно замазывает следы побоев от мужа-тирана (Ерболат Алкожа), отсыпающегося после очередной пьянки на полу спальни. Пока супруг приходит в себя, эстафету насилия подхватывает его сестра — влиятельная начальница и настоящий матриарх. Она рутинно отчитывает мать невесты за все на свете, попутно напоминая, кто оплатил свадьбу «по залету» и где бы они все были, если бы не она. Та кивает, а потом идет в комнату плачущей дочери, чтобы жестко потребовать от нее собраться и поехать в ЗАГС. Слезы лить поздно, гости приглашены, гуляние оплачено, а рожать ребенка вне брака — страшный грех. Что тогда подумают люди?
«Что подумают люди?» — центральный вопрос фильма и краеугольный камень казахстанской семейной традиции, о которой в своих интервью говорят и создатели фильма. Боязнь осуждения и желание сохранить внешнее приличие мешают героям остановить круговорот насилия: главная героиня, страдающая от издевательств мужа, который ее не только бьет, но и регулярно насилует (девять абортов за пять лет), отчитывает несчастную в браке дочь, которая тоже должна стиснуть зубы и терпеть — тяжкая женская доля передается из поколения в поколение.