Самые непредсказуемые фильмы Каннского фестиваля: от Гаспара Ноэ до пародии на “Черное зеркало”
В эту подборку попали фильмы, которые притворяются жанровым кино, но быстро находят способы вывернуть свои жанры наизнанку: "Свистуны", для которых румын Корнелио Порумбойю придумал тайный язык птиц, фильм австрийки Джессики Хаузер про растения-зомби и новый фильм Гаспара Ноэ, который оказался не совсем фильмом.
С каждым годом и авторам, и зрителям становится все сложнее вдыхать жизнь в истории на экране. Кто-то ограничивает количество возможных драматургических ситуаций тридцатью шестью (как Польти). А кто-то считает, что существует всего четыре вечных сюжета (как Борхес). Но все понимают и почти смирились: сделать что-то по-настоящему новое удается лишь единицам. Да и то этим единицам просто везет: никто, кроме Брана Старка, не знает всех историй на свете, поэтому вокруг некоторых картин и складывается консенсус, что их авторы смогли снять что-то оригинальное, чего не было раньше. Но и они, скорее всего, повторились — просто нам не хватает кругозора, чтобы их в этом уличить.
Поэтому настоящим чудом — важным для всех скептиков чудом — становятся картины, которые умеют оживлять жанры. Особенно те жанры, точное время наступления смерти которых мы фиксировали уже сотни раз.
"Свистуны"
“Свистуны” Корнелио Порумбойю — это комедийный неонуар, кино того же разряда, что и “Поцелуй навылет” или “Славные парни”. Румынский полицейский — одутловатый, лысеющий, бедно одетый — увлекается роковой красоткой, любовника которой недавно упек в тюрьму. Красотка, разумеется, в полной беде: босс мафии знает, что она с помощью подельников хотела украсть у него 30 миллионов евро. А вот где сами эти миллионы, бандит не знает. Поэтому разрабатывает хитроумный план, участникам которого придется выучить язык редких птиц — и свистеть весь фильм.
Главная прелесть “Свистунов” в том, что это нуар, который не притворяется, что до него не было нуаров, но и не прикрывается от зрителя их авторитетом. Этот фильм просто живет и радует, и смешит, а ближе к концу и пугает. Когда его криминальная авантюра подходит к развязке, зритель вдруг понимает, что ему не плевать на этих якобы шаблонных героев. Что он искренне желает им счастья и боится, что они проиграют. Такие чувства — огромная редкость, и даже в Каннах их можно испытать не на каждом фильме: на “Однажды в Голливуде” Тарантино — да, на “Мертвые не умирают” Джармуша — нет.