Самые неоднозначные акции и перформансы, оставившие след в истории России
Грань между искусством и хулиганством тонкая.

Художники, акционисты, перформансисты – люди чувствительные. Многие из них очень тонко реагируют на события в обществе и не совсем предсказуемо отражают их в своем творчестве. Кто-то прибьет мошонку к брусчатке на Красной площади, другой оставит гигантских размеров фекалию на Марсовом поле. Кстати, последний и вдохновил нас собрать хайлайты в истории российского перформанса (хоть сам он и не перформансист).
Художника зовут Иван Волков, и своим жестом он решил поиронизировать над коммунальными службами, которые якобы плохо убирают территорию, где гуляют собачники. Правда, его искусство не оценили правоохранительные органы и завели на Ивана уголовное дело по статье 244 УК РФ – «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения». Ведь на Марсовом поле покоятся многие большевики, чекисты и революционеры. По этой статье Иван может лишиться свободы сроком до пяти лет.

Невольно вспоминается известный в узких кругах анекдот: «Чем отличается инсталляция от перформанса? Если ты, допустим, нагадил человеку под дверь, а потом уже позвонил в звонок – это инсталляция. А вот если ты сначала человеку позвонил, а когда он вышел из квартиры, сел перед ним и нагадил, – это уже перформанс».
Выходит, гигантская фекалия – это у нас инсталляция, уличный объект, получивший резонанс в обществе. Автор оставил ее, ушел и только потом позвонил в дверь. Мы тем временем решили пройтись по перформансам – высказываниям с непосредственным участием художников в реальном времени.
«Бешеный пес или последнее табу, охраняемое одиноким Цербером»
Ноябрь 1994 года
Классикой русского перформанса считается акция художников Александра Бренера и Олега Кулика под названием «Бешеный пес». Выглядело это следующим образом: взрослый мужчина выходит из Центра современного искусства на Якиманке с другим взрослым мужчиной на поводке. Для пущей художественности мужчина на поводке имитирует поведение собаки и выглядит соответствующе – без одежды. Кулик бросался на проезжающие мимо автомобили и прохожих, вызывая недоумение, страх и восторг присутствующих.
Смысл перформанса, каким бы они ни был по задумке авторов, был воспринят публикой однозначно – озверевший от событий 1990-х русский человек. Образ бешеного пса настолько отозвался в сердцах прогрессивной общественности, что Кулик отправился гастролировать в этой роли в Европу.
«Ельцин, выходи!»
Февраль 1995 года
Заметной акцией середины 1990-х было появление вышеупомянутого Бренера с оголенным торсом на Красной площади. Тогда в день рождения Ельцина – 1 февраля – он поднялся на Лобное место в боксерских перчатках и, выбрасывая джебы в воздух, кричал: «Ельцин, выходи!» Таким образом Бренер хотел призвать президента к ответу за разжигание первой чеченской войны и показать общественности, что каждый может начать диалог с главой государства.
После криков Бренера на площади появилась милицейская машина и забрала акциониста, однако очень скоро его отпустили.
«Мавзолей: ритуальная модель»
Март 1998 года
Отдельного внимания заслуживает арт-проект художников Юрия Шабельникова и Юрия Фесенко, который они организовали в Галерее наивного искусства «Дар». История представляла собой поедание огромного торта весом 80 килограммов в виде умершего Ленина. Лежал он в полный рост, выглядел довольно натурально и был украшен 250 кремовыми розочками.