Шай Грановский: После кризиса люди стали возвращаться к дорогому кофе
Владелец группы компаний ГК Живой Кофе Шай Грановский — о том, как изменился рынок кофе после экономического кризиса и почему российские производители предпочитают не заострять внимание покупателей на стране происхождения товара
Два года назад в интервью «Снобу» вы утверждали, что спрос на натуральный кофе в России будет расти. Ожидания оправдались?
Абсолютно. Конечно, мы все еще остаемся чайной страной, поэтому темпы роста достаточно плавные, 5–7% в год. К тому же примерно две трети от всего потребления приходятся на растворимый кофе. Но в крупных городах хорошо идет популяризация натурального зернового молотого кофе через кофейни, люди стали покупать натуральный кофе себе домой.
Действительно, есть ощущение, что крупные города — самые «кофейные». А что насчет регионов?
Как построена модель любой крупной дистрибуционной компании в России? Есть то, что называется modern trade, современные каналы торговли — сети супермаркетов, гипермаркетов, дискаунтеров вроде X5 («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель». — Прим. ред.), «Магнита», «Ашана» и прочих. Есть каналы, которые называются tradition trade, — это независимые сеточки либо отдельно стоящие мини-магазины. В традиционном магазинчике «У тети Клавы» человек с большей вероятностью купит банку растворимого кофе, чем натурального, и есть целые города и районы, где 90% потребления кофе приходится на растворимый — кофейная культура все еще формируется. Но мы постепенно развиваемся с нашими новыми позициями вроде молотого кофе для кружки, пытаемся расширять спрос на натуральный кофе в регионах.
Кризис отразился на спросе?
В 2015–2016 годах, в самый разгар кризиса, у потребителей наблюдался страх неизвестности, и в связи с этим их аппетиты уменьшались. Люди искали экономию во всем, в том числе на полке — выбирали продукт по принципу самой низкой цены. А в 2017 году мы заметили, что все будто бы подуспокоились: после шока потребительские настроения в целом сбалансировались, и люди потихоньку стали возвращаться к более дорогим позициям.