Шахматы и мозг: игра делает нас умнее?
Феноменальная память и внимательность, выдающиеся математические способности и высочайший IQ — типичные характеристики гроссмейстера. А что насчет обычных любителей?

После выхода сериала «Ход королевы» количество поисковых запросов «шахматы» увеличилось в два раза, а в США продажи шахматных досок выросли на 125%. Но и до этого проекта те были одной из самых популярных игр в мире. По ним проводятся соревнования и олимпиады международного уровня. Европейский парламент положительно оценивает влияние игры на математические и числовые навыки, и все больше исследователей пытаются понять, как та влияет на когнитивные способности.
Все это происходит в том числе потому, что в массовом сознании профессиональный шахматист традиционно представляется гением. Считается, что умение заранее просчитывать ходы соперника непременно предполагает феноменальную память и внимательность, выдающиеся математические способности и высочайший IQ. Но правда ли, что шахматы особым образом действуют на мозг и улучшают наши когнитивные способности намного эффективнее, чем физические нагрузки, музыка или живопись?
Почему сложно играть в шахматы
Тем, кто никогда не играл в шахматы профессионально, трудно представить, как огромен простор для решений в этой игре. На первый взгляд кажется, что правила просты: каждая фигура ходит по одной схеме и выполняет свою задачу, пространство ограничено шахматной доской. Представить всю сложность и многообразие игры можно по «числу Шеннона»: в 1950 году американский математик Клод Шеннон оценил, сколько вообще существует уникальных шахматных комбинаций. Вышло 10¹²⁰ степени. Но если брать только разумные стратегии, то вариантов меньше: всего 10⁴⁰, поясняет математик Джеймс Грайм, уже наш современник.
Согласно «числу Шеннона», когда шахматист делает ход, он выбирает не менее чем из 30 возможных вариантов — и так раз за разом. Причем ему приходится не только думать о своей стратегии, но и предвидеть ходы противника, который тоже каждый раз выбирает из 30 вариантов. А если игра идет не так, как задумывалось, и стратегия меняется, проводить все эти мыслительные операции приходится заново.
На протяжении всей партии игрок учитывает ценность фигур. Номинальная ценность пешки примерно равна одному, ладьи — пяти, король бесценен. Но все это верно только для пустой доски. По мере перемещения фигур меняется количество полей, которые контролирует фигура, а значит и ее ценность. Бывает, что и пешка может поставить мат. Так что игра в шахматы не сводится к знанию того, как ходят фигуры и какая из них сильнее и слабее. Это и правда нетривиальное интеллектуальное занятие.