С дымком. 5 фактов о мотоциклах «Ява», которые боготворили в СССР
На ней ездил даже волк из «Ну, погоди»!
Если на звание автомобиля советской мечты в разное время претендовали и 21-я «Волга», и вазовская «шестерка», и даже «Победа», то воплощением двухколесного идеала была чешская «Ява».
Курение вредит вашему здоровью
Разумеется, к сигаретам «Ява» одноименный мотоцикл не имеет никакого отношения. Вообще-то «Ява», или, если латинскими буквами, Jawa, — это аббревиатура. Первая часть названия намекает на фамилию чешского фабриканта Франтишека Янечека (Janicek), который еще на рубеже 30-х приобрел лицензию и оборудование для выпуска мотоциклов немецкой фирмы «Вандерер» (Wanderer). Так что Janecek + Wanderer = любовь, то есть Jawa.
Она была первой
Как видишь, выпуск мотоциклов «Ява» начался еще до Второй мировой. В 1938-м завод в местечке Тинец-над-Сазавоу перешел под контроль немцев. Помимо мотоциклов здесь собирали еще и военную технику. Ну а в 1945-м, после окончания войны и национализации завода, Jawa вернулась к мирной продукции и довольно скоро превратилась в самый известный мотоциклетный бренд восточного блока.
Важнее, что Jawa — первый иностранный мотоцикл, продажи которого начались в СССР. Первый стал и самым желанным, не оставив шансов даже родственному «Чезету» или венгерской «Паннонии», не говоря уже о продукции доморощенных советских мотозаводов.