«Рынка онлайн-кинотеатров у нас нет». Софья Капкова — о том, готов ли русский зритель платить за контент
В апреле прошлого года Центр документального кино запустил онлайн-проект: виртуальный кинотеатр с библиотекой документального кино Nonfiction.film. Спустя год работы основатель ЦДК и NF Софья Капкова рассказывает о совместной жизни своих двух проектов, аудитории документального кино и будущем индустрии
О будущем документального кино
Когда мы создавали ЦДК, я была абсолютно уверена, что Москве нужен кинотеатр документальных фильмов. Все говорили: «Ты сумасшедшая, никто это смотреть не будет, кому вообще это надо?». Но, с другой стороны, чем мы хуже Сингапура? В двенадцатимиллионном городе можно найти 90 человек, которые будут приходить в ЦДК. Или 10 000 по стране, которые подпишутся на платформу Nonfiction.film, и она станет финансово окупаемой.
Мы смотрим на мировой рынок и видим, что такие гиганты, как Netflix, имея аудиторию и деньги, инвестируют в создание документального контента. Они не бросили документальное кино просто потому, что сериалы — это классно. Эффективность можно оценивать по-разному: например, проиграть короткую битву, но выиграть большую войну. Здесь то же самое. Любой рынок, если его начинать раскачивать и делать качественный продукт, приведет аудиторию, на хороший контент всегда находится свой зритель.
Как живут вместе ЦДК и Nonfiction
У нас получился очень удачный тандем. Два бренда, ЦДК и Nonfiction.film, отлично дополняют друг друга.
Этот тандем живет так: мы стараемся запускать премьеры, чтобы привлекать к ним зрителя, в офлайне, в ЦДК, а потом выпускать релизы в онлайне. Параллельно увеличивается и онлайн-библиотека. Мы изучаем, что смотрит наш зритель. Когда мы первоначально выбирали фильмы, то обращали внимание на те из них, что получили какие-то награды, имели успех в прокате и высокие оценки экспертного совета. Кроме того, мы очень четко понимаем, что мы работаем для зрителя: какие-то фильмы ему могут быть не интересны.
Nonfiction.film работает как магазин: чтобы фильм появился на нашей платформе, мы берем его у прокатчика. И прокатчик точно так же заинтересован, чтобы его фильм продавался. Он кладет нам его на полку, и если с нашей полки его не покупают, то и прокатчик не будет заинтересован. Какие-то фильмы постоянно добавляются, и это приводит к тому, что коллекция продолжает меняться.
Про аудиторию
Два дня назад я как зритель смотрела в ЦДК фильм «Паразиты» на корейском с русскими субтитрами. Зал был полный, хотя кто-то из знакомых писал о пустом зале на том же фильме, но в другом кинотеатре. А у нас все места были проданы. Мне было особенно интересно смотреть, кто эти люди.
«Когда мы открывали ЦДК, я наткнулась на исследование о том, что взрослое население, особенно женщины, не ходят в кинотеатры, потому что не чувствуют это место своим»
С одной стороны, это была наша целевая аудитория — продвинутая умная молодежь, которая знает, что это за режиссер, что получил главную награду в Каннах. С другой стороны, в зале были люди, что называется, с улицы, которые просто знают, что в ЦДК идет хорошее кино. И была возрастная группа 60+, больше десяти человек. Никто из них не ушел, все были очень довольны. Каждый раз, когда меня спрашивают про нашу целевую аудиторию, я объясняю, что ее можно охарактеризовать только так: умный зритель. Пол, гендер, возраст не имеют значения.